Апелляционное определение Московского городского суда от 10.12.2012 N 11-30393/12
Судья Рубцова Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Дегтеревой О.В.
и судей Дедневой Л.В., Семченко А.В.
при секретаре Зотовой Е.Г.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В.
дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Московской области на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 сентября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Хачатуряна О.Б. удовлетворить.
Признать неправомерными действия Военного комиссариата Московской области, связанные с отказом Хачатуряну О.Б. включить для расчета выслуги лет на пенсию период военной службы после 01 января 1995 г.
Обязать военный комиссариат Московской области произвести перерасчет пенсии Хачатуряну О.Б. с 01 мая 2012г. с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 30% к окладу денежного содержания, учитываемого при расчете.
УСТАНОВИЛА:
Хачатурян О.Б. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о перерасчете пенсии, ссылаясь в обоснование требований на то, что с августа 1983 г. проходил военную службу на различных должностях в Вооруженных силах СССР и Министерства обороны республики Армения. На основании приказов от 18 ноября 2003 г. и 25 ноября 2003 г. истец был уволен с военной службы в запас по выслуге лет и исключен из списков личного состава. С января 2004 г. он состоял на воинском учете в военном комиссариате г.Владимир и являлся получателем пенсии по выслуге лет. В 2011г. истец переехал на постоянное место жительства в Московскую область. В мае 2012г. ответчик известил истца о том, что пенсию ему будут выплачивать в меньшем размере, так как в выслугу лет не засчитывают период прохождения военной службы после 01 января 1995г. Истец не согласен с действиями ответчика и полагал, что решение Военного комиссариата Московской области является незаконным, противоречащим международному Соглашению о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых государств от 15 мая 1992г. Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просил суд признать действия ответчика неправомерными, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 01 мая 2012г. с учетом процентной надбавки за выслугу лет, исходя из продолжительности выслуги лет, включая службу в Вооруженных Силах Республики Армения.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Военного комиссариата Московской области в суде просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Военный комиссариат Московской области.
На заседание судебной коллегии Военный комиссариат Московской области не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы была извещена судом надлежащим образом, уважительных причин неявки в суд апелляционной инстанции не представил, судебная коллегия в соответствии со ст.167 ч.3 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав Хачатуряна О.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что полковник Хачатурян О.Б. приказом заместителя Министра обороны республики Армения N4398 от 18 ноября 2003г. уволен по выслуге лет, которая составила 20 лет 3 месяца в календарном исчислении.
09 апреля 2004г. Хачатурян О.Б. обратился в Фрунзенский районный военный комиссариат г.Владимира с заявлением о назначении пенсии. При увольнении был произведен расчет выслуги лет истцу за период с 05 августа 1983 г. по 05 января 2005 г., выслуга лет в календарном исчислении составила 20 лет 5 месяцев, в льготном исчислении (1986 г., 1988-1989, 1991-1994) составила 23 года.
Как следует из материалов дела, Хачатуряну О.Б. была назначена и выплачивалась пенсия исходя из выслуги лет 20 лет (в календарном исчислении) и 23 года (в льготном исчислении), что следует из расчетных листов. 17 мая 2005г. начальник контрольно-ревизионного отделения 4-го отдела ФЭУ МВО майор Д.Зимин проверил правильность начисления пенсии, и не нашел никаких нарушений, в том числе по правильности назначения пенсии исходя из выслуге лет 23 года.
15 декабря 2011г. Хачатурян обратился в отдел военного комиссариата Московской области по городам Балашиха, Железнодорожный, Реутов и Балашихинскому району с заявлением о возобновлении пенсии ввиду смены места жительства. С 01 декабря 2011 г. истцу выплачивали пенсию исходя из выслуги лет 20 года, но с 01 мая 2012 г. пенсию истцу стали выплачивать исходя из выслуги 11 лет, с учетом надбавки 20%, согласно справки по исчислению пенсии (л.д.21).
Как следует из письма военного комиссариата Московской области, в выслугу лет истцу было зачтена служба до 01 января 1995г., период прохождения истцом военной службы в республики Армения с 01.01.1995г. засчитана не была (л.д.6).
Удовлетворяя исковые требования, суд верно руководствовался Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 г. как документом, который определяет периоды военной службы, подлежащие зачету в выслугу лет для расчета процентной надбавки за выслугу лет.
В настоящее время в РФ порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки определяется ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ и принятым в его исполнение Постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" от 21.12.2011г. N1074. До этого этот вопрос регулировался Постановлением Правительства РФ "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" от 14.07.2000 г. N 524.
В ст.2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011г. N 1074, предусмотрено, что для назначения ПНВЛ засчитываются следующие периоды: г) военная служба граждан РФ до 01.01.1995 г. в вооруженных силах, других воинских формированиях и органов государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств.
Аналогичный порядок исчисления ПНВЛ содержался в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2000 г. N 524.
Отказ в исчисление спорного периода службы в Вооруженных силах Республики Армении согласно пп. г) п. 2 вышеуказанных Правил, суд признал неправомерным, поскольку Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15 мая 1992 г.) пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих вооруженных сил государств -участников Содружества и других воинских формирований, созданных законода-тельными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службы.
Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых проживают военнослужащие или их семьи.
Решением Экономического суда СНГ от 20 января 2000 г. N 01-1/5-99 разъяснено, что Соглашение государств - участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15 мая 1992г.) установило обязанность государства-участника, осуществляющего назначение военнослужащему пенсии, не только зачислять в выслугу лет его службу в другом государстве, но и применять при этом законодательство этого государства.
Решением Экономического суда СНГ от 13 апреля 2007г. N 01-1/5-06 было разъяснено, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии, в том числе на льготных условиях, по месту прохождения военной службы в одном из государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года военнослужащему, уволенному с военной службы и переехавшему на постоянное место жительства в другое государство-участник, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
Как установлено судом, что Хачатурян О.Б. проходил ранее военную службу в СССР, далее проходил военную службу в республики Армения, в которой заключено вышеуказанное соглашение. При назначении пенсии по выслуге лет на территории республики Армения, истцу назначена была пенсия исходя из выслуги 23 года, на территории Российской Федерации истцу также назначили пенсию исходя из выслуги лет 23 года, и военный комиссариат г.Владимир и военный комиссариат Московской области выплачивали пенсию исходя из данной выслуги лет до 01 мая 2012г.
При таких обстоятельствах, суд верно пришел к выводу о том, что действия военного комиссариата Московской области, связанные с отказом включения истцу для расчета выслуги лет на пенсию периоды службы после 01 января 1995г. являются неправомерными, поскольку истец имеет право получать пенсию с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 30% к окладу денежного содержания, учитываемого при расчете, то суд обоснованно удовлетворил требования истца.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обязательства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм закона, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием в порядке ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 сентября 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.