Постановление Московского городского суда от 25.12.2012 N 4у-10439/12
Судья Московского городского суда Задорожная З.А., изучив надзорную жалобу осужденного Шилова И.Б. на приговор Пресненского районного суда города Москвы от 29 июля 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 7 ноября 2012 года,
установила:
приговором Пресненского районного суда города Москвы от 29 июля 2011 года
Шилов И.Б., _, ранее не судимый,
- осужден по ч.2 ст.263 УК РФ на 2 года лишения свободы.
В соответствии со ст.73 УК РФ наказание постановлено считать условным с испытательным сроком 3 года.
На Шилова возложена обязанность не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного органа, занимающегося исправлением осужденных.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 7 ноября 2012 года приговор оставлен без изменения.
Шилов признан виновным в нарушении правил безопасности движения метрополитена, будучи лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшем по неосторожности смерть человека.
Преступление совершено при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В надзорной жалобе осужденный Шилов просит отменить судебные решения и прекратить производство по делу, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ненадлежащую оценку доказательств, обвинительный уклон суда, нарушения уголовно-процессуального закона.
Проверив представленные материалы, считаю, что надзорная жалоба удовлетворению не подлежит.
Виновность Шилова в совершении преступления подтверждается показаниями на предварительном следствии свидетеля Д., согласно которым он находился на платформе станции метро "_", когда К. подбежал к последним дверям вагона электропоезда с протянутой рукой. Двери вагона закрылись. Потерпевший продолжал стоять на перроне в вышеуказанном положении. Машинист резко и быстро привел электропоезд в движение. В этот момент он (Д.) увидел, как рука К. вырвалась из зажатых дверей, последний буквально прыгнул в его сторону и начал бежать. Потерпевший попытался сохранить равновесие, перебирал правой рукой по двери вагона, но не смог устоять и упал на жесткие пути. Помочь потерпевшему не удалось.
Помимо этого Д. пояснил, что первоначально по просьбе осужденного он явился на допрос с адвокатом Ко., нанятым Шиловым. Следователю в этот день он сообщил сведения, несоответствующие действительности. На самом деле он видел, что рука потерпевшего была именно зажата дверьми вагона электропоезда. После просмотра видеозаписи произошедшего его сомнения рассеялись окончательно.
На видеозаписи с камеры N7 зафиксировано как электропоезд потащил за собой К., пальцы правой руки которого оказались зажатыми в двери последнего вагона. Потерпевший бежит навстречу Д. по платформе рядом с электропоездом. Д. отдергивает К. за левую руку. При этом правая рука потерпевшего высвобождается, но последний по инерции продолжает движение вперед. Д. не удерживает К., и потерпевший падает на жесткий путь.
Согласно показаниям следователя М., допрошенного в качестве свидетеля, от Д. ему стало известно, что адвокаты Ко. и Доля Ф.П. склоняли названного свидетеля к заведомо ложным показаниям.
Свидетель Р. показала, что после того, как К. извлекли с путей и положили на платформу, она заметила у потерпевшего значительную рану в лобной части головы, из которой текла кровь.
В ходе следственного эксперимента, проводимого с целью проверки возможности машиниста наблюдать из кабины электропоезда в монитор видеообзора, расположенном в кабине машиниста, и станционное зеркало, находящееся на станции метро "_", пассажира стоявшего около последней двери вагона электропоезда, установлено, что при должном внимании манекен, рука которого зажата в последней двери последнего вагона, факт волочения манекена по платформе при движении электропоезда отчетливо видны.
По заключениям экспертов причиной, приведшей К., рука которого оказалась зажатой дверьми вагона, к падению и гибели, явилось допущенное машинистом нарушение, выразившееся в том, что последний привел электропоезд в движение, не убедившись в беспрепятственном проследовании поезда.
Вина Шилова подтверждается также другими доказательствами, приведенными в приговоре.
Собранные по делу доказательства проверены и оценены судом исходя из положений ст.ст.87,88 УПК РФ. При этом суд привел в приговоре мотивы, по которым принял одни доказательства и отверг другие, в том числе, показания осужденного Шилова, утверждавшего, что он действовал строго по инструкции, убедился в закрытии дверей, после чего привел электропоезд в движение при отсутствии для этого каких-либо препятствий, отдельные показания свидетеля Д., акт расшифровки параметров движения поезда - бортового устройства регистрации (РПДП-БУР) в электродепо "_", показания свидетелей защиты. Не соглашаться с судебной оценкой доказательств оснований не имеется.
Каких-либо препятствий правового характера для использования в доказывании видеозаписи с камеры N7 не имелось.
Тщательно исследовав все собранные по делу доказательства, суд обоснованно признал их совокупность достаточной для разрешения дела и постановления обвинительного приговора.
Юридическая оценка действий Шилова является верной.
Наказание ему назначено справедливое, в соответствии с требованиями закона, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности виновного, обстоятельств, смягчающих наказание.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену судебных решений, не установлено.
Оснований не доверять заключениям экспертов у суда не было. Экспертизы проведены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Заключения составлены согласно ст.204 УПК РФ. Компетентность экспертов сомнений не вызывает.
Протокол следственного эксперимента проверен на предмет допустимости наряду с другими доказательствами и обоснованно признан отвечающим требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом.
Ссылки в надзорной жалобе на то, что дело рассмотрено судом с обвинительным уклоном, своего подтверждения не нашли. Из представленных материалов усматривается, что судебное разбирательство проведено с соблюдением принципов состязательности, полноты, объективности исследования фактических обстоятельств уголовного дела и равноправия сторон.
Доводы об оставлении судом первой инстанции без оценки ряда доказательств, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в надзорной жалобе, проверены судебной коллегией при рассмотрении дела по кассационным жалобам осужденного и адвоката Доля Ф.П. и получили надлежащую оценку. Кассационное определение отвечает положениям ст.388 УПК РФ.
Требования ч.6 ст.410 УПК РФ при повторном кассационном рассмотрении дела судом кассационной инстанции соблюдены.
При таких данных судебные решения следует признать законными и обоснованными, а надзорную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.406 УПК РФ, судья
постановила:
в удовлетворении надзорной жалобы осужденного Шилова И.Б. на приговор Пресненского районного суда города Москвы от 29 июля 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 7 ноября 2012 года, - отказать.
Судья Московского городского суда З.А. Задорожная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.