Определение Московского городского суда от 22.01.2013 N 4г-350/13
Судья Московского городского суда Курциньш С.Э., рассмотрев кассационную жалобу Хутренко Н.Б. - представителя по доверенности Журомской О.В., поступившую 10.01.2013г., на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 14.03.2012г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.10.2012г. по гражданскому делу по иску Журомской О.В. к ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
Установил:
Журомская О.В. обратилась с иском к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ просила обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды ее работы с 08.06.1989г. по 10.01.1993г. в должности музыкального воспитателя в детских яслях N *** Ленинского отдела здравоохранения, с 28.01.1993г. по 19.04.1994г. в должности музыкального руководителя муниципального предприятия ясли N ***, с 20.04.1994г. по 12.05.2003г. в должности музыкального руководителя в Центре ***, с 18.03.1981г. по 30.06.1981г., с 01.09.1981г. по 04.10.1982г., с 18.10.1982г. по 06.10.1983г., с 06.08.1989г. по 30.04.1990г., с 01.05.1993г. по 31.08.1993г. в должности музыкального руководителя на 0,5 ставки и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 05.10.2009г., мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный трудовой стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 14.03.2012г. постановлено:
В удовлетворении иска Журомской О.В. к ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости - отказать.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.10.2012г. постановлено:
Решение Кунцевского районного суда города Москвы от 14.03.2012г. в части отказа во включение в подсчет специального стажа по основаниям пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Журомской О.В. периода работы с 01.05.1990г. по 30.04.1993г. и с 01.09.1993г. по 20.04.1994г. отменить.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа по основаниям пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Журомской О.В. периоды работы с 01.05.1990г. по 30.04.1993г. и с 01.09.1993г. по 20 .04.1994г.
В остальной части решение Кунцевского районного суда города Москвы от 14.03.2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Журомской О.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно ч.2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив состоявшиеся судебные постановления, проверив доводы жалобы, нахожу, что существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, при рассмотрении дела судами допущено не было, доводы жалобы не могут повлечь за собой возможность отмены состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке.
Так, судом при рассмотрении дела установлено, что Журомская О.В., 24.03.1961 года рождения, 05.10.2009г. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области протокол N 1193 от 29.12.2009г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Журомской О.В. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку такой стаж составил 11 лет 8 месяцев 13 дней.
При этом в подсчет специального стажа не включены периоды ее работы с 08.06.1989г. по 10.01.1993г. в должности музыкального воспитателя в детских яслях N *** Ленинского отдела здравоохранения, с 28.01.1993г. по 19.04.1994г. в муниципальном предприятии ясли N *** и с 20.04.1994г. по 12.05.2003г. в Центре ***, поскольку организационно-правая форма организации, наименования учреждения и должности не соответствует спискам, а периоды с 18.03.1981г. по 30.06.1981г., с 01.09.1981г. по 04.10.1982г., с 18.10.1982г. по 06.10.1983г., с 06.08.1989г. по 30.04.1990г., с 01.05.1993г. по 31.08.1993г. в должности музыкального руководителя на 0,5 ставки - поскольку не выполнялась норма рабочего времени.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии регламентированы Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001г.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001г. в ред. от 22.12.2008г. (ранее - пп. 10 п. 1 ст. 28), трудовая пенсия назначается ранее достижения мужчинами возраста 60 лет и женщинами - 55 лет лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы до 01.11.1999г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 463, либо согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правилам исчисления указанных периодов работы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781.
Согласно представленной истицей трудовой книжке, с 15.03.1981г. по 04.10.1982г. Журомская О.В. работала музыкальным руководителем в ясли-саду N ***, с 18.10.1992г. по 06.10.1983г. - музыкальным работником в ясли-саду N ***, с 12.10.1983г. по 03.01.1985г. - музыкальным руководителем в ясли-саду N ***, с 04.01.1985г. по 12.07.1988г. - музыкальным руководителем в ясли-саду N ***, с 18.07.1988г. по 29.05.1989г. - музыкальным руководителем в ясли-саду N ***.
08.06.1989г. Журомская О.В. принята на работу в детские ясли N *** Ленинского отдела здравоохранения на должность музыкального воспитателя; 20.04.1994г. детские ясли N *** реорганизованы в Центр *** ЦАО г. Москвы, 12.05.2003г. истец уволена по собственному желанию.
19.05.2003г. истец назначена на должность музыкального руководителя Центра развития ребенка - детский сад N ***, где работает по настоящее время.
Согласно актам проверки фактов работы Журомской О.В. в период с 18.03.1981г. по 30.06.1981г., с 01.09.1981г. по 04.10.1982г. - в ясли-саду N ***, с 18.10.1982г. по 06.10.1983г. - в ясли-саду N ***, с 06.08.1989г. по 30.04.1990г. и с 01.05.1993г. по 31.08.1993г. в детских яслях N *** истец работала на 0,5 ставки.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Между тем, п. 5 указанных Правил устанавливает, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
При таких данных, отказ суда во включении периодов работы истца с 18.03.1981 по 30.06.1981, с 01.09.1981 по 04.10.1982, с 18.10.1982 по 06.10.1983, с 06.08.1989 по 30.04.1990, с 01.05.1993 по 31.08.1993 в должности музыкального руководителя (воспитателя) на 0,5 ставки основан на действующем законодательстве.
Разрешая требования Журомской О.В. о включении в специальный стаж периода ее работы с 08.06.1989г. по 12.05.2003г. музыкальным воспитателем в детских яслях N *** Ленинского отдела здравоохранения г. Москвы, которые с 28.01.1993г. были зарегистрированы как муниципальное предприятие "Ясли N ***" Медицинского управления ЦАО г. Москвы, а 20.04.1994г. реорганизованы в ГУЗ г. Москвы "Центр восстановительного лечения для детей N ***", суд исходил из того, что объяснения истца и имеющиеся в деле доказательства указывают на медицинский профиль учреждений, в которых в спорный период работала истец.
Действительно, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, предусмотрены образовательные учреждения; в п. 1.14. указанного списка предусмотрены учреждения здравоохранения: дом ребенка, в том числе специализированный; детские санатории всех наименований: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом и психоневрологические.
При таких данных, работа истца музыкальным воспитателем в ГУЗ г. Москвы "Центр восстановительного лечения для детей N ***" с 20.04.1994г. по 12.05.2003г., не подлежит включению в специальный трудовой стаж, поскольку указанное учреждение, являясь учреждением здравоохранения, не является домом ребенка (в том числе, специализированным), а также детским санаторием, что предусмотрено п. 1.14 Списка.
С указанными выводами суда согласилась судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда.
Между тем судебная коллегия не согласилась с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в стаж периодов работы истицы с 08.06.1989г. по 20.04.1994г. (за исключением периода работы на 0,5 ставки в указанный период с 08.06.1989г. по 30.04.1990г. и с 01.05.1993г. по 31.08.1993г.) в должности музыкального воспитателя в детских яслях N *** Ленинского отдела здравоохранения и муниципальном предприятии ясли N ***.
Так, по мнению судебной коллегии, при определении стажа истицы следует учитывать, что право на досрочное пенсионное обеспечение у работников, работающих в должности музыкальный руководитель, было признано на основании Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшего до 22.09.1993г., и разъяснений Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960г. за N 662 данного Постановления.
При этом, коллегией отмечено, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала.
В то же время п. 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", но с 01.10.1993г. указанный пункт признан утратившим силу.
Затем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Из архивной справки Центрального объединенного архива от 16.11.2009г. следует, что в период работы Журомской О.В. в детских яслях N *** Ленинского отдела здравоохранения г. Москвы и муниципальном предприятии "Ясли N ***" Медицинского управления ЦАО г. Москвы в период с 08.06.1989г. по 12.05.2003г. истец получала надбавку за вредность; в этой же справке указано, что с 11.01.1993г. по лицевым счетам и в соответствии с приказом об установлении разрядов оплаты труда по ЕТС Журомская О.В. значится как музыкальный руководитель, однако приказа о переводе не имеется.
При таких данных, учитывая нормативное урегулирование порядка включения времени работы в должности музыкального руководителя, также то, что наименование учреждения "детские ясли", "ясли" были включены в соответствующие Списки независимо от вида учреждения и его организационно-правовой формы, судебная коллегия пришла к выводу о возможности включения в подсчет специального стажа по основаниям пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Журомской О.В. периода ее работы в должности музыкального воспитателя в детских яслях N *** Ленинского отдела здравоохранения г. Москвы и муниципальном предприятии "Ясли N ***" Медицинского управления ЦАО г. Москвы с 01.05.1990г. по 30.04.1993г. и с 01.09.1993г. по 20.04.1994г.
Выводы суда основаны на доказательствах, представленных сторонами при разрешении спора, и которым судом дана полная и всесторонняя оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Судом при разрешения спора, проверялись все доводы истца, приведенные им в обоснование иска. Доводам истца суд дал правовую оценку в совокупности с другими доказательствами по делу.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, направлены на иную, отличную от суда первой инстанции, оценку собранных по делу доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен, а равно требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
Таким образом, доводы кассационной жалобы во внимание приняты быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 381 ГПК РФ,
Определил:
в передаче кассационной жалобы Хутренко Н.Б. - представителя по доверенности Журомской О.В. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 14.03.2012г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.10.2012г. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Курциньш С.Э.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.