Судья: Воробьева С.Е.
Гр. дело N11-528
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2013 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дегтеревой О.В.,
и судей Шаповалова Д.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Зотовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В., гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N3 по г. Москве и Московской области, на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 26 октября 2012 г., которым постановлено:
"Исковые требования Головиной М.О. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью удовлетворить частично.
Признать за Головиной М.О. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" Головиной М.О. периоды работы: с *** г. по *** г., с *** г. по *** г., с *** г. по *** г., с *** г. по *** г.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N3 по г. Москве и Московской области назначить Головиной М.О. досрочную трудовую пенсию по основаниям пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с *** г.
В остальной части иска отказать".
УСТАНОВИЛА:
Головина М.О. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области об обязании включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды связанные с медицинской деятельностью, мотивируя свои требования тем, что ответчик в нарушение действующего законодательства не зачел в стаж предоставляющий право на досрочную пенсию по старости периоды работы: с *** г. по *** г. - в должности фельдшера-диспетчера по оперативному отделу станции скорой и неотложной помощи ГУЗ ***, с *** г. по *** г. - в должности фельдшера-диспетчера по оперативному отделу станции скорой и неотложной помощи им. ***, с *** г. по *** г., с *** г. по *** г. - курсы повышения квалификации, с *** г. по *** г. - отпуск без сохранения содержания.
В судебном заседании представитель истицы на удовлетворении иска настаивал. Представитель ответчика возражал против удовлетворения искового заявления.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N3 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы.
3-е лицо - ГБУ г. Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. ***", в заседание судебной коллегии не явилось, извещено надлежащим образом.
Выслушав в заседании судебной коллегии представителя ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области - Шиленкову Ю.С., истицу - Головину М.О. и её представителя адвоката Рыжову С.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая заявленные требования судом было установлено, что *** года истица Головина М.О. обратилась в ГУ - ГУ ПФР N3 по гор. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости.
Решением комиссии по пенсионным вопросам N*** от *** г. в назначении досрочной пенсии истице было отказано из-за отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком установлен специализированный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии: *** лет *** месяцев *** дней.
Ответчиком отказано истцу в зачете следующих периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии: с *** г. по *** г. - в должности фельдшера-диспетчера по оперативному отделу станции скорой и неотложной помощи ГУЗ ***, с *** г. по *** г. - в должности фельдшера-диспетчера по оперативному отделу станции скорой и неотложной помощи им. ***, с *** г. по *** г., с *** г. по *** г. - курсы повышения квалификации, с *** г. по *** г. - отпуск без сохранения содержания, так как наименование должностей не предусмотрено списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, отпуск и курсы не относятся к периоду трудовой деятельности.
Гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 лет лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно Конституционным принципам, о том, что новые нормы должны применяться в том объеме, в каком они не отменяют ранее предоставленных прав и льгот в пенсионном обеспечении, не ухудшают прав пенсионеров. А также, принимая во внимание ст. 4 ГК РФ о действии закона во времени, для зачета предыдущей деятельности по охране здоровья граждан в лечебном учреждении должны применяться те нормы, которые действовали в период этой деятельности.
В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 г. N 25, указано, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-Ф3, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066, в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды до 1 ноября 1999 г. согласно списка профессий и должностей, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, а периоды после указанной даты в соответствии с Постановлением N 1066.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 было установленно, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно данному Списку работа по должности фельдшера-диспетчера станции скорой помощи и неотложной помощи подлежит учету при определении специального трудового стажа, дающего право на назначение пенсии досрочно.
Указанный Список действовал до *** года, в связи с чем периоды работы Головиной М.О. с *** г. по *** г. - в должности фельдшера-диспетчера по оперативному отделу станции скорой и неотложной помощи ГУЗ ***, с *** г. по *** г. - в должности фельдшера-диспетчера по оперативному отделу станции скорой и неотложной помощи им. ***, правомерно учтены судом при определении стажа, дающего право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В силу ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В силу требований ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшей также в спорный период, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Таким образом, период нахождения Головиной М.О. на курсах повышения квалификации: с *** г. по *** г., с *** г. по *** г., является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, отказ во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации суд первой инстанции обосновано не признал соответствующим вышеназванным положениям закона.
Головина М.О. направлялась на курсы повышения квалификации по инициативе работодателя, что подтверждается приказами, архивными справками, сертификатами, показаниями 3-го лица. Во время обучения она не прерывала трудовых отношений с работодателем, числилась в штате работников, ей начислялась заработная плата. Повышение квалификации является обязательным условием трудового договора и предусматривается должностными обязанностями, не выполнение которых влечет отстранение от работы. Работодатель предъявляет определенные требования к уровню профессиональной подготовки медицинских работников и требует их постоянного повышения, документального подтверждения квалификации и медицинских навыков. При таких обстоятельствах периоды пребывания на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с учетом всех вышеперечисленных спорных периодов, истица Головина М.О. имеет необходимый 30-летний стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
С указанными выводами суда соглашается судебная коллегия, поскольку они полностью основываются на фактических обстоятельствах дела и требованиях действующего гражданского законодательства.
В соответствии со ст. 19 ФЗ N173 от 17.12.2001 года (в ред. от 01.07.2011 года) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии (п.1 в ред. ФЗ N213 от 24.07.2009 года).
Как следует из материалов дела, истец обратилась в ГУ-ГУ ПФР N3 по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии *** года. Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что трудовая пенсия истцу должна быть назначена с указанной даты.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны возражениям ответчика по заявленным требованиям, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям на основании п. 2 ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 26 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУ - Главное управление ПФР N3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.