Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Залевской Е.А.,
судей Емельяновой Ю.С., Небера Ю.А.,
при секретаре Степановой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Шиндра К. С. к Администрации города Томска об обязании предоставить вне очереди помещение по договору социального найма,
по апелляционной жалобе Администрации города Томска на решение Советского районного суда г. Томска от 24 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., объяснения прокурора Кофман Е.Г., представителя ответчика Музеник В.В., действующей на основании доверенности от 05.06.2012, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд в интересах Шиндра К.С. ( далее- истцы) с иском к Администрации г. Томска ( далее - ответчик, Администрация, апеллянт), просил суд обязать предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 17 квадратных метров.
В обоснование заявленных требований в письменном заявлении, в пояснениях суду первой инстанции в лице прокурора Мельниковой А.И указал, что Шиндра К.С. относится к категории лиц из числа /__/, не имеет закрепленного за ней жилья, жилым помещением не обеспечена.
Материальный истец Шиндра К.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Томска в судебное заседание не явился.
Третье лицо - Администрация Томской области в лице представителя Татаренко Л.Ю. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку Шиндра К.С. не поставлена на учёт в администрации района в качестве лица из числа /__/, нуждающегося в получении жилья по договору социального найма, доказательств того, что Шиндра К.С. не обеспечена жилым помещением также нет.
Обжалуемым решением на основании статей 12, 13, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона N ФЗ-159 от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 15 Закона Томской области от N 28-ОЗ от 19.08.1999 "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", статями 1, 3 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", решения Думы г.Томска от 25.12.2007 N740 "Об осуществлении Администрацией г.Томска отдельных государственных полномочий", распоряжения Мэра г.Томска от 04.05.2008 Nр344 "Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования "Город Томск", статей 140, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд обязал Администрацию города Томска предоставить Шиндра К.С., /__/ года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами предоставления не менее 17 квадратных метров общей площади, расположенное на территории города Томска.
Не согласившись с решением суда, Администрация г.Томска просит решение Советского районного суда г.Томска от 24.10.2012 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что судом не было учтено то обстоятельство, что решение Администрации Ленинского района г.Томска об отказе в постановке на учет Шиндра К.С. не отменено.
Вместе с тем одним из главных условий предоставления вне очереди жилья /__/ является нахождение граждан указанной категории в льготном списке для предоставления жилья. Шиндра К.С. не включена в указанный список.
Кроме того, денежные средства на предоставление жилья данной категории граждан в порядке осуществления переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, поступают из органов исполнительной власти Томской области в виде субвенций. При расчете суммы субвенций из областного бюджета также учитывается численность стоящих на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Апеллянт также указывает, что в материалах дела имеется копия паспорта Шиндра К.С. с постоянной регистрацией по адресу: /__/. Данное помещение было сохранено за Панченко К.С. (Шиндра К.С.) распоряжением Главы администрации Ленинского района г. Томска N 591 от 29.08.2012, которое было опротестовано прокурором Ленинского района г. Томска. Однако, на момент разрешения настоящего дела в суде данный протест администрацией Ленинского района г. Томска во внимание не принят.
Мать Шиндра К.С. П. имеет долю в собственности на данное жилое помещение, доказательств тому, что Шиндра К.С. не имеет возможности проживать в данном жилом помещении нет, материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии препятствий в проживании Шиндра К.С. в данном жилом помещении. Кроме того, у мужа Шиндра К.С. имеется принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение. Данные обстоятельства исключают нуждаемость Шиндра К.С. в жилом помещении, и соответственно право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Томской области считает доводы апелляционной жалобы обоснованными, саму жалобу - подлежащей удовлетворению.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района г.Томска считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке представитель ответчика Музеник В.В., прокурор Кофман Е.Г. поддержали изложенные позиции. Материальный истец Шиндра К.С., Администрация Томской области в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив и изучив материалы дела, заслушав объяснения участвовавших в апелляционном производстве лиц, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены судебного решения.
При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ ( часть 1).
В соответствии со статьями 4, 5 данного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ ( с последующими изменениями и дополнениями) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.
Законом Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 1 статьи 1).
В силу части 1 статьи 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенций, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (часть 2 статьи 3 Закона).
В соответствии с постановлением Администрации города Томска N 323 от 08.04.2011 "Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования "Город Томск" во исполнение указанного закона Томской области установлено, что на территории муниципального образования "Город Томск" отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; от имени Администрации Города Томска осуществляет управление социальной политики Администрации города Томска и Администрации районов города Томска.
Управлению социальной политики Администрации города Томска поручено в целях реализации переданных государственных полномочий приобретать за счёт средств субвенции, предоставляемой в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность муниципального образования "Город Томск".
Таким образом, суд обоснованно признал надлежащим ответчиком по делу Администрацию г. Томска, поскольку она обязана приобрести в муниципальную собственность жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма сироте.
Довод апеллянта об ошибочности выводв суда о наличии у истца права на обеспечение жилым помещением необоснован, не соответствует представленным доказательствам и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно пункту 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент разрешения дела в суде, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что Шиндра К.С., /__/ года рождения, является дочерью П., изменила фамилию Панченко на Шиндра в связи со вступлением в брак. /__/.
Статус Шинра К.С. как /__/ подтвердился постановлением главы Администрации Ленинского района г. Томска N 99-о от 27.02.2007 "Об установлении попечительства над П., Панченко К.С., опеки над П." (лист дела 11), удостоверением на имя опекуна П. ( лист дела 12) и не оспаривался ответчиком.
Из указанного постановления главы Администрации Ленинского района г. Томска, справки органа опеки и попечительства Администрации Ленинского района г. Томска (лист дела 16) следует, что жилая площадь за Шиндра (Панченко) К.С. при установлении в отношении неё попечительства не закреплялась.
К настоящему моменту опека над истицей прекращена в связи с достижением совершеннолетия /__/, в июне 2012 года она окончила /__/ по профессии " /__/", что подтверждено справкой данного учебного заведения (лист дела 18).
Изложенное свидетельствует о том, что Шиндра К.С. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, как на то правильно указал суд первой инстанции.
Судебная коллегия отклоняет ссылку апеллянта на недоказанность нуждаемости Шиндра К.С. в предоставлении жилого помещения.
Бремя доказывания факта обеспеченности жильём Шиндра К.С. возложено в силу приведённых положений закона и статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика.
Доводы Администрации об обеспеченности Шиндра К.С. жилым помещением обосновывались фактами наличия у матери Шиндра К.С. - П., а также супруга истицы - Ш. прав на доли в праве собственности на объекты жилищных прав, что, по мнению апеллянта, указывает на наличие прав пользования ими Шиндра К.С.
Действительно, материалами дела подтверждено, что П. является участником общей долевой собственности на жилой дом (1/24 доли), расположенный по адресу: /__/ (листы дела 20-29), а Ш.- участником общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: /__/ (листы дела 33-36).
Однако данные обстоятельства не могут подтвердить факт обеспеченности истицы жилым помещением.
В силу части 4 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребёнок не имеет права собственности на имущество родителей. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
Согласно выписке из домовой книги по адресу дома /__/, Шиндра К.С. зарегистрирована по данному адресу, также как и её мать П. (лист дела 23).
Статей 148 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права пользования жилым помещением.
Жилая площадь за истицей при установлении в отношении неё попечительства не закреплялось, в настоящее время Шиндра К.С. является совершеннолетней, фактически проживает в квартире по адресу: /__/, где арендует комнату у Б. (листы дела 30,31), /__/, не является членом семьи собственника жилого дома П.
Материалами дела также подтверждено, что П. - мать Шиндра К.С. зарегистрирована по адресу дома только 31.10.2005, /__/ (лист дела 15), в настоящее время в доме не проживает. Кроме того, размер доли матери истицы в праве собственности на жилой дом незначительна - 1/24, в то время как общая площадь дома составляет /__/ кв. м, жилая - /__/ кв. м (листы дела 24-29). По показаниям свидетеля Ш. - супруга истицы, пояснениям самой Шиндра К.С. реальной возможности проживать в указанном доме она не имеет, поскольку он состоит из 2-х жилых комнат площадью /__/ кв.м и /__/ кв. м и в нём в настоящее время проживает 8 человек: 3 брата и 2 сестры истицы, её дядя, тётя и дедушка, что подтверждается и сведениями о регистрации (лист дела 23), не опровергнуто Администрацией.
В настоящее время Шиндра К.С. несмотря на наличие у неё регистрации по адресу дома не проживает в нём и доказательств того, что на её вселение и проживание в нём имеется согласие других участников долевой собственности на дом - К. и П. (листы дела 20-22), не имеется (статья 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При установлении попечительства над Шиндра К.С. Администрация также не усматривала возможности закрепить за ребёнком жилое помещение, /__/ - П., являющейся участником долевой собственности на тот же на дом. Данное обстоятельство также не повлекло правовых последствий применительно к правам ребёнка, имеющего статус /__/, на обеспечение жилым помещением. В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 48-ФЗ от 24.04.2008 "Об опеке и попечительстве" года подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей.
Не может быть принято во внимание и то, что распоряжением главы Ленинского района г. Томска от 29.08.2012 N 591 "О сохранении права пользования жилым помещение за Панченко К.С." за Панченко К.С. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: /__/.
Данный акт органа местного самоуправления вынесен в отношении Панченко К.С. (Шиндра К.С.) уже после достижения ею совершеннолетия, что недопустимо по смыслу статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, поскольку право на сохранение за ними права пользования жилым помещением, имеет лишь несовершеннолетние дети - сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой или попечительством. Попечительство в отношении Шиндра К.С. прекращено /__/, что не позволяло Администрации принимать указанное распоряжение. Данное распоряжение опротестовано прокурором Ленинского района (листы дела 45-47).
То обстоятельство, что протест не принят Администрацией Ленинского района г. Томска, не может указывать на его законность. В силу статьи 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" протест прокурора является одной из мер прокурорского реагирования и согласие или несогласие с протестом прокурора не может влиять на судебную оценку представленных по делу доказательств.
Действующее законодательство также не позволяет установить наличие у Шиндра К.С. прав пользования квартирой, принадлежащей на праве собственности её супругу.
Кроме того, согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Доказательств того, что истица вселялась в квартиру, расположенную по адресу: /__/, и проживала в ней совместно с супругом - собственником доли в праве собственности на квартиру, в связи с чем, в силу приведённых положений закона приобрела право пользования данным жилым помещением, суду не представлено.
Таким образом наличие у Шиндра К.С. прав пользования на жилое помещение, принадлежащее на праве собственности иному лицу, не подтверждено, собственного жилого помещения Шиндра К.С. не имеет, о чём имеются сведения Томского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" (листы дела 46,47).
Изложенное указывает на нуждаемость Шиндры К.С. в жилом помещении.
Также судебная коллегия отклоняет ссылку апеллянта на то, что в настоящее время Шиндра К.С. не учтена в качестве таковой в органе местного самоуправления.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Как следует из преамбулы и статьи 1 указанного закона его положения распространяются на граждан, не достигших 23-летнего возраста.
Законом Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" установлено, что целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (часть 3 статьи 3).
Материалами дела подтверждено, что Шиндра К.С. обращалась в Администрацию с заявлением о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении до 23-х лет, /__/. В удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что ею не представлено доказательств, подтверждающих её доход, доход супруга в целях установления того факта, относится ли она к категории малоимущих.
Между тем частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами как малоимущим гражданам, так и иным указанным в законе нуждающимся гражданам.
В развитие названных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации предусмотрел, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
Следовательно, предоставление гражданам жилых помещений в порядке пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не поставлено в зависимость от статуса гражданина как малоимущего.
Следовательно, Шиндра К.С. было незаконно отказано в постановке её на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди, а соответственно, гарантированное государством право на обеспечение жилым помещением было нарушено и подлежит восстановлению.
Ссылка апеллянта на порядок расчёта субвенций для предоставления жилого помещения гражданам из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неубедительна, так как гражданин не является участником межбюджетных отношений.
В целом доводы апелляционной жалобы Администрации направлены на переоценку представленных по делу доказательств, оснований для такой переоценки нет, также как и оснований для отмены судебного решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено, решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 24 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Томска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.