Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Володиной Г.Ф.
Середы Л.И.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 07 февраля 2013 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Трякиной З.А. на решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 23 ноября 2012 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Сайгашова А.Д. обратилась в суд с иском к ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии, о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии (л.д.1).
В обоснование требований указала, что при обращении в пенсионный орган за назначением пенсии по старости, решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия от 18 октября 2012 г. "N" ей было отказано ввиду того, что льготный стаж составил 24 года 5 месяцев 28 дней. Указанным решением из специального стажа исключен период с 6 октября 1992 г. по 14 мая 1993 г. - отпуск по уходу за ребенком. С данным решением она не согласилась, считая, что её стаж составил более 25 лет. Просила решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия" от 18 октября 2012 г. "N" признать незаконным в части невключения в специальный стаж периода с 6 октября 1992 г. по 14 мая 1993 г. - отпуск по уходу за ребенком, обязать ответчика включить указанный период работы в специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение пенсии по старости и выплатить ей трудовую пенсию по старости с 1 сентября 2012 г.
Решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 23 ноября 2012 г. исковые требования Сайгашовой А.Д. удовлетворены (л.д.80-86).
Решение ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия от 18 октября 2012 года в части невключения периода работы Сайгашовой А.Д. с 6 октября 1992 года по 14 мая 1993 года в специальный стаж, отменено.
ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия обязано включить период работы Сайгашовой А.Д. с 6 октября 1992 года по 14 мая 1993 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия обязано назначить и выплатить Сайгашовой А.Д. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 9 октября 2012 года.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Трякина З.А. просила решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права, взыскать в пользу Управление расходы по уплате госпошлины. В жалобе указала доводы, аналогичные изложенным в решении об отказе в досрочном назначении пенсии (л.д.92-94).
В возражениях на апелляционную жалобу истица Сайгашова А.Д. просила оставить её без удовлетворения, решение суда без изменения (л.д.98).
В судебное заседание истица Сайгашова А.Д. не явилась, извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие (л.д.98).
Представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо извещено заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известило, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представило и отложить разбирательство дела суд не просило.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Из материалов дела следует, что 09 октября 2012 г. Сайгашова А.Д. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (л.д. 29-30).
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 18 октября 2012 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, поскольку согласно представленным документам специальный стаж Сайгашовой А.Д. составил 24 года 5 месяцев 28 дней. Не засчитан в специальный стаж период с 06 октября 1992 г. по 14 мая 1993 г. - отпуск по уходу за ребенком (л.д.23).
Суд правомерно признал данное решение Пенсионного фонда незаконным.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, предусмотрено право на пенсию за выслугу лет социальным педагогам в образовательных учреждениях - школах всех наименований.
Согласно записям в трудовой книжке, Сайгашова А.Д. с 15 августа 1987 г. по 27 августа 1988 г. работала учителем биологии и химии в Уголковской восьмилетней школе; с 28 августа 1988 г. по 14 августа 1989 г. - воспитатель Салазгорьской средней школы; с 15 августа 1989 г. по 12 сентября 1991 г. - воспитатель Никольской восьмилетней школы; с 13 сентября 1991 г. по 31 августа 1995 г. - учитель биологии и географии Никольской восьмилетней школы; с 1 сентября 1995 г. по 12 августа 2002 г. - заместитель директора по воспитательной работе Никольской восьмилетней школы; с 15 августа 2003 г. по настоящее время работает учителем биологии и географии; заместителем директора по учебной работе по совместительству Никольской школы (с учетом последующих переименований и реорганизаций) (л.д. 5-8).
Как видно из материалов дела, в связи с рождением "дата" ребенка (л.д.3), Сайгашовой А.Д. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Разрешая спор по существу и руководствуясь положениями статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР в редакции, действовавшей до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", суд первой инстанции со ссылкой на то, что право на включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж возникло у истца до внесения изменений, обязал ответчика зачесть в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, период нахождения Сайгашовой А.Д. в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 г. по 14 мая 1993 г.
Указанный вывод суда является правильным, а доводы апелляционной жалобы в этой части несостоятельными по следующим основаниям.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. N1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 мая 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона Российской Федерации, который вступил в силу 06 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 Постановления N30 от 11 декабря 2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Согласно действовавшему в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).
Поскольку период отпуска Сайгашовой А.Д. по уходу за ребенком имел место до и после 06 октября 1992 г.( предоставлен с 26 апреля 1992г., приказ "N" от 12 августа 1992г., л.д.41), период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 г. по 14 мая 1993 г. подлежит включению в специальный стаж.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 23 ноября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Трякиной З.А. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Г.Ф.Володина
Л.И.Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.