Постановление Президиума Верховного суда Республики Мордовия от 17 января 2013 г.
(Извлечение)
Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Курышева Г.А.
членов Президиума Александрова С.В., Лукшина А.В., Мартышкина В.Н., Янгличевой Ф.А.
при секретаре Сухойкиной Н.В.
рассмотрел кассационную жалобу Абушевой Е.И. на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 21 августа 2012 года по делу по иску Абушевой Е.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Фошиной С.С., объяснения Абушевой Е.И. и ее представителя Шукшиной И.А., допущенной к участию в деле на основании устного заявления Абушевой Е.И., поддержавших доводы кассационной жалобы и просивших определение суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 15 июня 2012 года, представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Афонькиной -Печалиной И.А., действующей на основании доверенности от 10 января 2013 года N 6, просившей в удовлетворении кассационной жалобы Абушевой Е.И. отказать,
Президиум Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛ:
Абушева Е.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В обоснование требований указала, что решением ответчика от 17 апреля 2012 года N 54 ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа работы.
Период ее работы в должности медицинской сестры хирургического отделения Большеигнатовской центральной районной больницы с 2 июня 1992 года по 15 июня 1995 года включен в специальный стаж в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Указанный период должен быть засчитан еще и в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, поскольку действовавшим в этот период пенсионным законодательством было предусмотрено, что при исчислении стажа за работу в сельской местности в тех учреждениях и в должностях, работа в которых засчитывается в специальный стаж в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 6 месяцев), применяются обе льготы.
Просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия от 17 апреля 2012 года N 54 в части включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периода ее работы с 2 июня 1992 года по 15 июня 1995 года в должности медицинской сестры хирургического отделения Большеигнатовской центральной районной больницы, обязать ответчика включить оспариваемый период работы в специальный стаж работы в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев стажа и дополнительно 1 год работы за 1 год и 3 месяца, назначить ей досрочную трудовую пенсию с 10 апреля 2012 года, взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере "...".
Решением Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 15 июня 2012 года исковые требования Абушевой Е.И. удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия от 17 апреля 2012 года N 54 в оспариваемой части.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить в специальный стаж Абушевой Е.И. период работы с 2 июня 1992 года по 15 июня 1995 года в должности медицинской сестры хирургического отделения Большеигнатовской центральной районной больницы в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а также 1 год работы за 1 год и 3 месяца, назначить Абушевой Е.И. досрочную трудовую пенсию с 10 апреля 2012 года.
С ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Абушевой Е.И. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере "...".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 21 августа 2012 года решение районного суда отменено. По делу принято новое решение об отказе Абушевой Е.И. в удовлетворении иска.
В связи с подачей Абушевой Е.И. кассационной жалобы на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 21 августа 2012 года и сомнениями в его законности дело по иску Абушевой Е.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, истребовано из районного суда и после изучения определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 20 декабря 2012 года передано для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Мордовия.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия находит ее подлежащей удовлетворению, поскольку имеются предусмотренные законом основания для отмены определения суда апелляционной инстанции.
Как установлено судом, 10 апреля 2012 года Абушева Е.И. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ответчика от 17 апреля 2012 года N 54 Абушевой Е.И. в удовлетворении заявления было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Согласно данному решению стаж Абушевой Е.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 24 года 3 месяца 14 дней. В специальный стаж Абушевой Е.И. период ее работы с 2 июня 1992 года по 15 июня 1995 года в должности медицинской сестры хирургического отделения Большеигнатовской центральной районной больницы включен в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Удовлетворяя исковое заявление Абушевой Е.И. и признавая решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия от 17 апреля 2012 года N 54 в указанной части незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку в период с 2 июня 1992 года по 15 июня 1995 года истица работала в сельской местности, данный период ее работы подлежит включению в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении с применением двух льгот: за работу в должности медицинской сестры хирургического отделения стационара - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев и за работу в сельской местности - 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия руководствовалась абзацем 4 пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в соответствии с которым допускается возможность применения льготного порядка исчисления стажа одновременно по нескольким основаниям применительно только к смешанному стажу (за работу в городе и в сельской местности), в данном случае трудовая деятельность истицы проходила только в сельской местности.
С выводом суда апелляционной инстанции нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П сформирована правовая позиция, которая предусматривает, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами, действующего на момент приобретения данных прав законодательства Российской Федерации, должны сохраняться за указанной категорией лиц.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии с пунктом 3 данного постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
В абзаце 2 пункта 2 указанного постановления, действовавшего в спорный период, предусматривалось, что один год работы в сельской местности или поселке городского типа в предусмотренных Списком должностях и учреждениях засчитывался в льготном порядке - за 1 год и 3 месяца независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе. Кроме того, в абзаце 3 пункта 2 данного постановления предусматривалось исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Суд первой инстанции правомерно зачел спорный период работы истицы в должности медицинской сестры хирургического отделения районной больницы с применением обеих вышеуказанных льгот, учитывая, что само Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 не исключало возможность их одновременного применения.
Таким образом, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Абушевой Е.И., постановил законное и обоснованное решение, в то время как суд апелляционной инстанции, отменяя данное решение, допустил существенное нарушение норм материального права, вследствие чего вынесенное им судебное постановление подлежит отмене.
Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства судом установлены, но допущена ошибка в применении норм материального права, Президиум находит возможным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 21 августа 2012 года с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 387, пунктом 4 части первой статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 21 августа 2012 года по делу по иску Абушевой Е.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, отменить. Оставить в силе решение Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 15 июня 2012 года.
Председательствующий Г.А. Курышев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.