Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Наталья Николаевна, при секретаре Корепановой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 11 февраля 2013 года административное дело по жалобе старшего инспектора отдела иммиграционного контроля УФМС России по Удмуртской Республике Г. на постановление судьи Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 12 декабря 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАПРФ), в отношении ИП Пирова Р.С.,
УСТАНОВИЛ:
05 сентября 2012 года старшим инспектором отдела иммиграционного контроля УФМС России по Удмуртской Республике Г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении индивидуального предпринимателя Пирова Р.С., в действиях которого инспектор усмотрел состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.17 КоАП РФ.
Постановлением судьи Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 12 декабря 2012 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.17 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Пиров Р.С., прекращено за отсутствием в его действиях состава данного административного правонарушения.
Полагая вынесенное постановление незаконным, старший инспектор отдела иммиграционного контроля УФМС России по Удмуртской Республике Г. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с жалобой об его отмене. В жалобе должностным лицом указано, что согласно п.3 разъяснений Минсоцздравразвития, хозяйствующие субъекты, заявившие при государственной регистрации, в том числе вид экономической деятельности соответствующий коду 52.62 - не вправе привлекать и использовать иностранных работников независимо от их профессии. ИП Пиров Р.С., заявивший при государственной регистрации, в качестве одного из видов дополнительной экономической деятельности код ОКВЭД - 52.62, ДД.ММ.ГГГГ привлек к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан Б.. Факт привлечения к трудовой деятельности вышеназванного иностранного гражданина и наличия между ними трудовых отношений подтверждается трудовым договором N от ДД.ММ.ГГГГ. Положениями данного договора регламентированы отношения между работодателем, в качестве которого выступает индивидуальный предприниматель Пиров Р.С. и работником - гражданином Республики Узбекистан Б. Объективная сторона вменяемого ИП Пирову Р.С. правонарушения заключается не в привлечении иностранного работника по указанному коду, а в принципе, привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина при наличии у хозяйствующего субъекта кода 52.62, так как это нарушает положения Постановления. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.17 КоАП РФ является формальным. Пиров Р.С. длительное время осуществляющий предпринимательскую деятельность с привлечением иностранных граждан в качестве работников, располагал всеми возможностями для детального изучения нормативно-правовой базы, регламентирующей правоотношения в данной области, однако не предпринял соответствующих действий, направленных на обеспечение соблюдения норм действующего законодательства в ходе реализации предпринимательской деятельности. Факт привлечения ИП Пировым Р.С. к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан формирует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.17 КоАП РФ, его вина доказана, ИП Пиров Р.С. подлежит привлечению к административной ответственности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения участников процесса, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 ст. 18.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 5 ст. 18.1 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 г. потребность в привлечении к труду иностранных работников ежегодно определяет Правительство РФ, устанавливая соответствующие квоты.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1086 "Об установлении на 2012 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации" установлено на 2012 год допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды деятельности в сфере розничной торговли и в области спорта, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности:
в) розничная торговля в палатках и на рынках (код 52.62) - в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1086 хозяйствующим субъектам, указанным в пункте 1 Правительства РФ от 22.12.2011 N 1086, до 1 января 2012 г. необходимо привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим Постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что, Пиров Р.С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ Сведения об этом внесены в Единый реестр индивидуальных предпринимателей. Из информационной выписки из Единого реестра индивидуальных предпринимателей следует, что на ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является деятельность по найму рабочей силы и подбору персонала, код ОКВЭД 74.50.
Из вышеназванной информационной выписки также следует, что одним из дополнительных видов деятельности ИП Пирова Р.С. является розничная торговля в палатках и на рынках, код ОКВЭД 52.62.
ДД.ММ.ГГГГ ИП Пиров Р.С. заключил трудовой договор N с гражданином Республики Узбекистан Б., согласно которому он обязался предоставить Б. работу в качестве бетонщика.
Принимая решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, старший инспектор отдела иммиграционного контроля УФМС России по Удмуртской Республике Г. пришел к выводу, что индивидуальный предприниматель Пиров Р.С., являясь работодателем, заявившим при регистрации вид экономической деятельности 52.62, в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1086, ограничивающего в 2012 году допуск иностранных рабочих к осуществлению деятельности в сфере розничной торговли в палатках и на рынках, привлек к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан Б.. УФМС России в действиях Пиров Р.С. усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.17 КоАП РФ.
Однако, как следует и протокола об административном правонарушении, других материалов дела, обстоятельств, свидетельствующих о том, что ИП Пиров Р.С. осуществлял розничную торговлю в палатках и на рынках посредством привлечения к такой деятельности иностранных рабочих, не имеется.
Наличие сведений в ЕГРИП нескольких видов деятельности не обязывает работодателя все их фактически осуществлять, поэтому в каждом конкретном случае необходимо исходить из того, осуществлялась ли работодателем розничная торговля в палатках и на рынках, а также привлекались ли к такой деятельности иностранцы.
В Постановлении Правительства РФ от 22 декабря 2011 года N 1086 говорится о соблюдении доли иностранных работников именно при осуществлении определенных видов деятельности, в том числе и в сфере розничной торговли в палатках и на рынках. Указанный смысл заложен и в Пункте 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 февраля 2012 N 71н "Об утверждении разъяснения о применении постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1086 "Об установлении на 2012 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации".
Доказательств того, что в деятельности ИП Пирова Р.С. такие факты допускались, с указанием места, времени и конкретных обстоятельств совершения такой деятельности, в протоколе об административном правонарушении и в других материалах административного дела, не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Прекращая производство по делу в отношении ИП Пирова Р.С., судья районного суда пришел к правильному выводу, что в действиях ИП Пирова Р.С. отсутствует состав административного правонарушения, поэтому обоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании п.п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Постановление судьи является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Первомайского районного суда г.Ижевска от 12 декабря 2012 года оставить без изменения, а жалобу старшего инспектора отдела иммиграционного контроля УФМС России по Удмуртской Республике Г. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Сентякова Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.