Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.
и судей Баталовой С.В., Мартыновой Т.А.
с участием прокурора Штрауба Д.Ф.
при секретаре Некрасовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 17 января 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Военного комиссариата Кировской области по доверенности Шуклиной О.А. на решение Первомайского районного суда города Кирова от 09 ноября 2012 года, которым постановлено:
иск прокурора Кировского гарнизона удовлетворить частично.
Обязать военный комиссариат Кировской области провести аттестацию рабочих мест, с последующей их сертификацией и информированием работников военного комиссариата Кировской области о результатах аттестации, в остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., представителей военного комиссариата Шуклиной О.А., Милованова И.В., поддержавших жалобу, прокурора военной прокуратуры Кировского гарнизона Штрауба Д.Ф., полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель военной прокуратуры Кировского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФКУ "Отдел финансового обеспечения МО РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской республике и Кировской области", военному комиссариату Кировской области о возложении обязанности, указал, что военной прокуратурой Кировского гарнизона с участием специалиста Государственной инспекции труда в Кировской области была проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Кировской области законодательства о труде и об охране труда, в результате которой установлены нарушения статей 22, 212, 217, 219, 225 ТК РФ, положений Постановления Министерства здравоохранения и социального развития России от 26.04.2011 года N 342н. В военном комиссариате Кировской области не произведена аттестация ни одного рабочего места по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, что нарушает права работников, которые работают в данной организации, на безопасные условия труда и информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. Просит обязать военный комиссариат Кировской области произвести аттестацию рабочих мест, с последующей их сертификацией и информировать работников военного комиссариата Кировской области о результатах аттестации.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
С решением суда не согласен представитель Военного комиссариата Кировской области по доверенности Шуклина О.А., в жалобе ставит вопрос об отмене решения суда в полном объеме и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований. Выражает несогласие с отказом в ходатайстве об оставлении заявления прокурора без рассмотрения, поскольку прокурор обращается в защиту трудовых прав граждан - сотрудников Комиссариата, которые не подпадают под определение "неопределенный круг лиц", из сотрудников комиссариата никто в органы прокуратуры с обращением о защите нарушенных прав не обращался. Суд необоснованно в мотивированной части описывает нарушения, установленные в "дата" года, тогда как данные нарушения был устранены в "дата" года, за исключением проведения аттестации рабочих мест, т.е. которые на момент рассмотрения дела уже в действительности не существовали, судом не решен вопрос о финансировании процедуры аттестации рабочих мест с последующей их сертификацией.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела и содержания решения следует, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Как следует из абз. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Как видно из материалов дела и было установлено судом, Военной прокуратурой Кировского гарнизона с участием специалиста Государственной инспекции труда в Кировской области проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Кировской области законодательства о труде и об охране труда.
Как видно из справки о результатах проверки от "дата" года, в ходе проведения проверки были установлены нарушения военным комиссариатом Кировской области требований трудового законодательства в части обеспечения работников надлежащими условиями труда.
Так, в нарушение требований ст.ст. 212, 219 ТК РФ, Постановления Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 г. N 342н не произведена аттестация рабочих мест по условиям труда, что нарушает права работников, которые работают в данной организации в настоящее время и будут работать в будущем на безопасные условия труда и информацию на безопасные условия труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Установив указанные обстоятельства, суд правильно обязал военный комиссариат Кировской области устранить нарушения требований законодательства об охране труда, а именно провести аттестацию рабочих мест, с последующей сертификацией и информированием работников военного комиссариата Кировской области о результатах аттестации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно в мотивированной части описывает нарушения, установленные в "дата" года, тогда как данные нарушения был устранены в "дата" года, за исключением проведения аттестации рабочих мест, о том, что судом не решен вопрос о финансировании процедуры аттестации рабочих мест с последующей их сертификацией, не имеют правового значения и, следовательно, не могут служить основаниями для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В материалы дела представлены сведения об обращением ответчика с просьбой о выделении бюджетных ассигнований на проведение аттестации рабочих мест.
Поскольку в соответствии с трудовым законодательством обязанность по обеспечения работников надлежащими условиями труда возложена на работодателя, обязание возложения обязанности по аттестации рабочих мест и сертификации на ответчика является верным. Отсутствие или недостаточность финансирования не должно нарушать прав работников по охране труда.
Не имеет правового значения и довод что исковое заявление прокурора подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку у прокурора не имелось оснований для обращения в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно части четвертой статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Как следует из материала, проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда показала, что военный комиссариат Кировской областиа не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст. ст. 212, 219 Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда.
Доводы жалобы о том, что круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, возможно определить, нельзя признать состоятельными. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. При этом аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.
При таких данных оснований к отмене решения суда не имеется.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 09 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.