Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шевченко Г.М.,
судей Сидоркина И.Л., Черниковой О.Ф.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Кирове дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Кировской области на решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 27 ноября 2012 года, которым постановлено:
Иск Петрова В.А. удовлетворить.
Обязать Военный комиссариат Кировской области назначить и выплачивать Петрову В.А. ежемесячную денежную компенсацию, установленную ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Заслушав доклад судьи Сидоркина И.Л., судебная коллегия Кировского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Петров В.А. обратился в суд с иском к Министерству обороны России, военному комиссариату Кировской области о понуждении к назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации.
В обоснование иска указал, что его сын П., "дата" года рождения, погиб "дата" г. при исполнении обязанностей военной службы вследствие военной травмы.
В "дата" года истец получил документы в окончательной формулировке, на основании которых он получил определенный статус как член семьи погибшего, то есть во время действия Федерального закона N306-ФЗ от 07.11.2011 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", поэтому считает, что положения данного закона распространяются и на него тоже, и имеются основания для назначения ему ежемесячной денежной компенсации.
"дата" г. истец обратился с заявлением к военному комиссариату Кировской области о назначении ежемесячной денежной компенсации, как члену семьи погибшего вследствие военной травмы. "дата" г. ему было предложено представить заключение ВВК о причине гибели его сына. Заключение о причинной связи гибели сына с полученной им предварительно военной травмой сделано ВВК "дата" г.
Считает, что именно с этого момента, с "дата" г., у истца возникло право претендовать на ежемесячную денежную компенсацию, определенную ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011г. N306-ФЗ. Ссылку военного ведомства на то, что Закон вступает в силу с 01.01.2012 г., то есть применяется в случае гибели военнослужащего наступившей после 01.01.2012 г., и он не имеет права на получение ежемесячной денежной компенсации, считает несостоятельной. В связи со смертью сына он и его жена, как члены семьи погибшего военнослужащего, получили страховые выплаты, предусмотренные действовавшим законодательством.
Истец просил суд обязать военный комиссариат Кировской области назначить и выплатить ему ежемесячную денежную компенсацию, установленную ч. 9 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", как члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы вследствие военной травмы, и определить размер ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Законом.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен представитель Военного комиссариата Кировской области по доверенности П.., в жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит его отменить и принять новое решение по делу. В обоснование жалобы указывает на положения Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", из которых, по мнению заявителя, следует, что в рассматриваемом случае выплата ежемесячной денежной компенсации Петрову В.А., как члену семьи военнослужащего по призыву, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, должна осуществляться уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в сфере социальной защиты населения. При этом право Петрова В.А. на получение указанной выплаты не оспаривает.
В отзывах на апелляционную жалобу КОГКУСЗ "УСЗН в Вятскополянском районе", истец Петров В.А. считают судебное решение законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель военного комиссариата Кировской области по доверенности В. поддержала требования и доводы жалобы.
Петров В.А., представитель КОГКУСЗ "УСЗН в Вятскополянском районе" извещенные надлежащим образом и своевременно о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель ГУ УПФ РФ в Вятскополянском районе, извещенный надлежащим образом и своевременно о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об отложении дела слушанием не просил, что в соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Заслушав пояснения представителя военного комиссариата Кировской области по доверенности В.., обсудив доводы, изложенные в жалобе и отзывах на нее, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, "дата" г. сын истца Петрова В.А. - военнослужащий П., "дата" года рождения, проходивший службу по призыву в войсковой части NN, погиб при исполнении служебных обязанностей вследствие военной травмы. Данное обстоятельство и право истца на получение ежемесячной денежной компенсации сторонами не оспаривается.
Истец Петров В.А., "дата" года рождения, является инвалидом ..... группы вследствие военной травмы и получателем пенсии по инвалидности. Данную пенсию получает в военном комиссариате Кировской области, что подтверждается удостоверением и справкой военного комиссариата Кировской области от "дата" г.
"дата" г. Петров В.А. обратился с заявлением в Военный комиссариат Кировской области о назначении ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего вследствие военной травмы.
Письмами от "дата" г. и от "дата" г. в назначении данной компенсации отказано, предложено обратиться за её назначением в органы социальной защиты населения по месту жительства. Отказ мотивирован тем, что пенсионные органы Министерства обороны РФ производят выплату компенсации только членам семей погибших военнослужащих из числа офицеров, прапорщиков и военнослужащих по контракту.
На основании ст. 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами.
Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определениях N 76-О от 24 марта 2005 года и N 380-О от 17 октября 2006 года, положения действующего законодательства, предоставляющие гражданам возможность обращения за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, направлены на обеспечение беспрепятственной реализации права на пенсионное обеспечение. При этом положения законодательства о том, что пенсия назначается со дня обращения за ней, не нарушают какие-либо права граждан, а напротив, указывая сроки, с которых будет назначена пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии.
Оценив представленные доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, установив, что военная травма П.., приведшая к смерти последнего, получена им в период исполнения служебных обязанностей - исполнения обязанностей военной службы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование истца Петрова В.А. о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выплата ежемесячной денежной компенсации Петрову В.А., как члену семьи военнослужащего по призыву, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, должна осуществляться уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в сфере социальной защиты населения, подлежат отклонению как необоснованные.
Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 142.
Данными Правилами установлено, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы. Назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Согласно п.2 Правил определены расходные обязательства Российской Федерации, связанные с выплатой ежемесячной денежной компенсации. Установлено, что данное финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых на указанные цели на очередной финансовый год и плановый период Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Пункт 3 правил предусматривает, что назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Вышеуказанным Постановлением Правительства утверждены правила выплаты данной ежемесячной денежной компенсации той же категории граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным Фондом Российской Федерации.
Из анализа п. 1 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации и п. 1 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации можно сделать вывод о том, что выплата ежемесячной денежной компенсации военнослужащим, гражданам призванным на военные сборы и членам их семей осуществляется теми органами, через которые производится пенсионное обеспечение данным гражданам.
Учитывая, что пенсионное обеспечение истца Петрова В.А. осуществляется пенсионными органами Министерства обороны - Военным комиссариатом Кировской области, а не иным органом, то вывод суда о возложении обязанности по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации на Министерство обороны в лице Военного комиссариата Кировской области является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, данные доводы основаны на субъективном, ошибочном толковании норм права заявителем жалобы, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 27 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.