Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Кисловой Е.А.,
судей областного суда Чердынцевой В.Г., Ярыгиной Е.Н.,
с участием прокурора Христич Т.В.,
при секретаре Разнобрядцевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы администрации муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области на решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 25 октября 2012 года по гражданскому делу по иску Абдулинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересов общества и государства о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Абдулино по проведению противопаводковых мероприятий, соблюдению законодательства об отходах производства и потребления,
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Кисловой Е.А., объяснения представителя главы администрации муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области Моисеева П.М., поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора Христич Т.В., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдулинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, интересов общества и государства обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Абдулино, администрации муниципального образования сельское поселение Искринский сельсовет по проведению противопаводковых мероприятий и по соблюдению законодательства об отходах производства и потребления.
В обоснование заявления указал, что в ходе проверки по соблюдению и исполнению законов, действующих на территории Российской Федерации, было установлено, что состояние берегов реки Тирис на участках: от моста в парке "Заречный" до северной границы г. Абдулино и до ул. Народная в пос. Венера Искринского сельсовета не удовлетворительное: на берегах реки Тирис имеются поваленные деревья, берега на территории г. Абдулино завалены мусором и твердыми бытовыми отходами, в результате чего на некоторых участках реки образовались заторы, препятствующие прохождению воды.
Комплексное решение вопроса о снижении вероятности затопления паводковыми водами домовладений, расположенных на пути следования паводковых вод, заключается в принятии безотлагательных мер по очистке берегов реки Тирис.
Отсутствие должного внимания и не проведение необходимых мероприятий по предупреждению паводковых ситуаций в г. Абдулино и в пос. Венера муниципального образования сельское поселение Искринский сельсовет Абдулинского раойна нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, интересы общества и государства, что свидетельствует о бездействии администраций МО городское поселение г. Абдулино и МО СП Искринский сельсовет по предупреждению чрезвычайных ситуаций в пределах своих поселений.
Кроме того, в результате захламления мусором и твердыми бытовыми отходами на берегах реки Тирис образовались несанкционированные свалки. Установлено, что данная территория для складирования отходов не предназначена, относится к землям муниципального образования города Абдулино и МО СП Искринский сельсовет. Указанные свалки функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов, что свидетельствует о нарушении п.1 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В нарушение п.1 ст.35, п.2 ст.51 ФЗ "Об охране окружающей среды" не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, органами местного самоуправления допущен сброс отходов производства и потребления на почву.
В соответствии с п.п.16, 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского и сельского поселений, организация сбора, вывоза, мусора, бытовых и промышленных отходов, осуществление земельного контроля за использованием земель городского и сельского поселений относится к вопросам местного значения муниципального образования. Указанные требования законодательства не исполняются органами местного самоуправления - администрацией муниципального образования городское поселение город Абдулино и администрацией МО СП Искринский сельсовет, чем нарушаются гарантированные ст.42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет причинение вреда их здоровью.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО городское поселение г.Абдулино и администрации муниципального образования Искринский сельсовет Абдулинского района по организации и проведению противопаводковых мероприятий и предупреждению чрезвычайных ситуаций на реке Тирис в пределах границ своих поселений незаконным.
Обязать администрацию МО городское поселение г. Абдулино и администрацию муниципального образования сельское поселение Искринский сельсовет Абдулинского района принять безотлагательные меры по проведению противопаводковых мероприятй путем очистки берегов реки Тирис в границах своих поселений, а также путем организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на берегах р. Тирис, ликвидации несанкционированных свалок, приведения земельных участков в надлежащее состояние в границах своих поселений.
В судебном заседании заместитель Абдулинского межрайонного прокурора Страшников О.В. от требований в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования Искринский сельсовет Абдулинского района по организации и проведению противопаводковых мероприятий и предупреждению чрезвычайных ситуаций на реке Тирис в пределах границ своего поселения незаконным и обязания администрации муниципального образования сельское поселение Искринский сельсовет Абдулинского района принять безотлагательные меры по проведению противопаводковых мероприятий путем очистки берегов реки Тирис в границах своего поселения, а также путем организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на берегах реки Тирис, ликвидации несанкционированных свалок и приведения земельных участков в надлежащее состояние в границах своего поселения отказался.
Определением суда от 25 октября 2012 года в указанной части производство по делу прекращено.
Требования в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования городское поселение г. Абдулино и принятию безотлагательных мер по проведению противопаводковых мероприятий, ликвидации несанкционированных свалок, приведения земельных участков в надлежащее состояние в границах своего поселения прокурор в судебном заседании поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования городское поселение г. Абдулино Бугаец Е.Н., действующая по доверенности, с заявлением прокурора не согласилась, указав, что несанкционированные свалки на берегах реки Тирис организовываются жителями близлежащих домов. Для очистки берегов реки Тирис от мусора, поваленных деревьев требуются большие финансовые средства, которые в администрации муниципального образования г. Абдулино отсутствуют. В отношении проведения противопаводковых мероприятий администрация МО г. Абдулино не бездействует.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО СП Искринский сельсовет Ростова С.С. в удовлетворении заявления прокурора просила отказать.
Представитель заинтересованного лица, привлеченного к участию в деле определением суда от 16 октября 2012 года - администрации муниципального образования Абдулинский район Афлятунова Р.А. заявление прокурора поддержала.
Решением суда от 25 октября 2012 года заявление Абдулинского межрайонного прокурора удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования городское поселение г. Абдулино по организации и проведению противопаводковых мероприятий и предупреждению чрезвычайных ситуаций на реке Тирис в пределах границ своего поселения. Суд обязал администрацию муниципального образования городское поселение г. Абдулино принять безотлагательные меры к проведению противопаводковых мероприятий путем очистки берегов реки Тирис в границах своего поселения, а также путем организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на берегах реки Тирис, ликвидации несанкционированных свалок и приведения земельных участков в надлежащее состояние в границах своего поселения.
В апелляционной жалобе Глава администрации муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Нормами ст. ст. 4, 8, 14, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также то, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:
1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса;
2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;
2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
3) осуществление мер по охране таких водных объектов.
На основании ст. 130 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В статье ст. 7 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с окружающей средой. Согласно ч. 1 указанной нормы к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно п. 23 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Судом установлено, что состояние берегов реки Тирис на территории городского поселения г. Абдулино от моста в парке "Заречный" до северной границы г. Абдулино не удовлетворительное. На берегах реки Тирис имеются поваленные деревья, берега на территории г. Абдулино завалены мусором и твердыми бытовыми отходами, в результате чего на некоторых участках реки образовались заторы, препятствующие прохождению воды.
Сторонами указанный факт не оспаривался, данное обстоятельство подтверждается письмами и.о. главы администрации муниципального образования Абдулинский район от 24 сентября 2012 года N 02-01/15/1804, письмами заместителя главы администрации МО г. Абдулино от 28 сентября 2012 года N 01/14-1473, показаниями начальника отдела ГО и ЧС администрации МО Абдулинский район Быкова А.В..
Учитывая указанные доказательства, а также то, что работа по очистке берегов реки Тирис от мусора и бытовых отходов на территории муниципального образования г. Абдулино должным образом не организована, не проводится, в силу закона обязанности по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории городского поселения, проведению противопаводковых мероприятий возложено на орган местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора к администрации муниципального образования городское поселение г. Абдулино.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы представителя администрации муниципального образования городское поселение г. Абдулино о том, что администрация не бездействует, что мусор и отходы выбрасываются на берега реки Тирис жителями близлежащих домов, а в бюджете муниципального образования средств на уборку берегов реки Тирис не имеется, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органа местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Указанные обстоятельства не являются законными основаниями для освобождения органа местного самоуправления от решения вопросов местного значения, отнесенных законом к его компетенции.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация МО г. Абдулино не бездействует, ею организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, на территории г. Абдулино регулярно производится очистка от отходов производства и потребления, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку он не подтвержден соответствующими доказательствами и противоречит материалам дела.
Не может повлечь отмену решения довод апелляционной жалобы о том, что судом не определен объем подлежащих выполнению работ, поскольку он в решении определен, действующим законодательством осуществление мер по предотвращению противопаводковых мероприятий и предупреждению чрезвычайных ситуаций, организации сбора и выводы бытовых отходов и мусора, ликвидации несанкционированных свалок отнесены к полномочиям органа местного самоуправления в пределах городского поселения.
Принимая во внимание, что судом принято законное решение об удовлетворении заявленных требований, а доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были исследованы судом и повлияли на законность решения, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 25 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.