Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей Кисловой Е.А., Ярыгиной Е.Н., при секретаре Разнобрядцевой А.В., с участием прокурора Кобзарь А.П., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Администрации МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области о признании незаконным представления прокурора Ясненского района Оренбургской области Павлова В.В. об устранении нарушений в сфере образования
по апелляционной жалобе Администрации МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области
на решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 23 октября 2012 года, которым в иске Администрации МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области отказано.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Акчуриной Г.Ж., мнение прокурора, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МО ЗАТО Комаровский обратилась в суд с заявлением о признании незаконным представления прокурора Ясненского района Оренбургской области Павлова В.В. N 7-2-2012 от 14 сентября 2012 года "Об устранении нарушений законодательства в области образования".
В обоснование заявления указали, что 14 сентября 2012 года прокурором Ясненского района Оренбургской области в адрес МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области было внесено представление N 7-2-2012 об устранении законодательства в области образования, в котором указано, что прокуратурой Ясненского района Оренбургской области на основании материалов рабочей группы, созданной в аппарате Губернатора и Правительства Оренбургской области, была проведена проверка по соблюдению законодательства в области образования.
В представлении прокурора указано на отсутствие в отделе Образования Администрации МО ЗАТО Комаровский документов по:
контролю работы руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений по вопросу обеспечения всем несовершеннолетним обязательного образования;
учету несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия в общеобразовательных учреждениях;
контролю за оформлением всех документов учета детей в образовательных учреждениях;
анализу данных учета детей в возрасте 6 лет 6 месяцев - 8 лет и распределение их по микрорайонам образовательных учреждений;
контролю соблюдения законодательства РФ и Оренбургской области по вопросам образования несовершеннолетних;
формированию и внесению ежегодной коррективы в банк данных о детях дошкольного возраста, подлежащих обучению в общеобразовательных учреждениях в 1-11 классах.
Однако указанные в представлении функции, предусмотренные п.п. 5 п. 1 ст. 31 ФЗ N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании", на которую ссылается прокурор, не входят в компетенцию органов местного самоуправления.
Кроме того, каких-либо запросов из прокуратуры Ясненского района Оренбургской области в Администрацию МО ЗАТО Комаровский по указанным в представлении обстоятельствам не поступало, тем самым выводы, изложенные в представлении, не соответствуют действительности.
Впоследствии представитель заявителя Администрации МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области уточнил требования, просил признать представление прокурора Ясненского района Оренбургской области N 7-2-2012 от 14 сентября 2012 года незаконным, поскольку документы, указанные в этом представлении, в отделе образования Администрации МО ЗАТО Комаровский имеются, формы же, указанных в представлении документов, на которые ссылается прокурор, п.п. 5 п. 1 ст. 31 ФЗ "Об образовании", не установлены.
Определением Ясненского районного суда Оренбургской области от 12 октября 2012 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен отдел образования Администрации МО ЗАТО Комаровский.
В судебном заседании представитель Администрации МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области Шмидт В.Н. пояснил, что ведение данных документов предусмотрено законом, их ведение осуществляется отделом Образования Администрации МО ЗАТО Комаровский, данные документы на момент проверки рабочей группы, созданной в аппарате Губернатора и Правительства Оренбургской области, имелись в наличии.
Заместитель прокурора Ясненского района Оренбургской области Карякин В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления.
Представитель отдела Образования Администрации МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области Петрачкова Т.Г., в судебном заседании поддержала заявление Администрации МО ЗАТО Комаровский, просила его удовлетворить, при этом пояснила, что все документы, указанные в представлении прокурора, имелись в наличии на момент проверки рабочей группы, созданной при Губернаторе и Правительстве РФ; рабочая группа оказывала методическую помощь, не носила обязательный характер, что по ее мнению, не обязывало ее, как должностное лицо, представлять всю документацию членам рабочей группы. Ведение же документации, на которую указывает в представлении прокурор, осуществляется отделом Образования Администрации МО ЗАТО Комаровский в соответствии с требованиями закона.
Решением Ясненского районного суда Оренбургской области от 23 октября 2012 года в удовлетворении заявления Администрации МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области о признании незаконным представления прокурора Ясненского района Оренбургской области Павлова В.В. за исх. N 7-2-2012 от 14 сентября 2012 года об устранении нарушений в сфере образования отказано.
В апелляционной жалобе Администрации МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области просят решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом первой инстанции установлено, что 23 августа 2012 года и.о. начальника управления прокуратуры Оренбургской области Максимовым А.В. в адрес прокурора Ясненского района Оренбургской области за исх. N 7/1-30к-2012, для проведения проверки были направлены материалы членов рабочей группы, созданной в аппарате Губернатора и Правительства области о выявленных нарушениях в ЗАТО Комаровский.
В том числе была направлена Справка по итогам проверки в отделе образования и культуры Администрации МО ЗАТО Комаровский, составленная начальником отдела надзора и контроля за исполнением законодательства РФ управления контроля и надзора, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений министерства образования Оренбургской области Беляковым Н.В.
14 сентября 2012 года прокурором Ясненского района Оренбургской области в адрес Главы Администрации МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области внесено представление N 7-2-2012 об устранении нарушений законодательства в области образования. При этом было указано, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что в отделе образования отсутствуют документы по:
-контролю работы руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений по вопросу обеспечения всем несовершеннолетним обязательного образования;
-учету несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия в общеобразовательных учреждениях;
-контролю за оформлением всех документов учета детей в образовательных учреждениях;
-анализу данных учета детей в возрасте 6 лет 6 месяцев - 8 лет и распределение их по микрорайонам образовательных учреждений;
-контролю соблюдения законодательства РФ и Оренбургской области по вопросам образования несовершеннолетних;
-формированию и внесению ежегодной коррективы в банк данных о детях школьного возраста, подлежащих обучению в общеобразовательных учреждениях в 1-11 классах.
В ходе рассмотрения дела представителем отдела образования Администрации МО ЗАТО Комаровский Петрачковой Т.Г. были представлены следующие документы:
система работы отдела Образования Администрации МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области по всеобучу /без даты/;
письменная информация о выполнении распоряжения Администрации Оренбургской области N 905-р от 9 августа 2000 года "О порядке учета детей школьного возраста" о проведении с 23 марта 2012 года по 31 марта 2012 года педагогами МБОУ КСОШ поквартирного обхода территории ЗАТО с целью учета детского населения в возрасте от 6 до 18 лет (без даты);
аналитическая справка контроля состояния всеобуча в МБОУ КСОШ за 2011-2012 учебный год (без даты);
справка по выполнению Закона РФ "Об образовании" по всеобучу от 6 октября 2011 года;
журнал учета посещаемости занятий учащихся МБОУ КСОШ 2012-2013 гг.;
письменная информация о детях школьного возраста, не обучающихся и систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные заведения;
справка по итогам поквартирного обхода территории МО ЗАТО Комаровский с целью учета детского населения от 6 до 18 лет;
сведения о будущих одноклассниках 2012 года;
сведения о внеурочной занятости учащихся МОУ Комаровская СОШ, состоящих на внутришкольном учете;
контрольные листы, сводные ведомости; информационная справка о работе, проводимой с несовершеннолетними;
справка по итогам рейда посещаемости от 19 сентября 2011 года, протоколы заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
справка об учащихся, обучающихся в ГНО ПНО ПЛ N 43,
список учащихся, прибывших и выбывших за 2011-2012 год (без даты);
информация о детях до 18 лет, не обучающихся по неуважительным причинам в обще образовательных учреждениях;
банк данных учащихся, пропускающих или систематически не посещающих занятия в школе;
положение о порядке приема детей в Учреждение МБОУ КСОШ;
справка по итогам контроля работы КСОШ по всеобучу.
Представленные суду документы относятся к периоду 2011-2012 г.г.
Допрошенный в качестве свидетеля Беляков Н.В., который входил в рабочую группу, созданную при аппарате Губернатора и Правительства, пояснил, что представленные документы, за исключением документов по учету отделом Образования несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия в общеобразовательных учреждениях, в настоящее время содержат необходимую информацию.
Прокуратурой не представлены доказательства, в том числе материалы прокурорской проверки отдела образования МО ЗАТО Комаровский, что на момент внесения представления прокурором Ясненского района в отделе образования отсутствовали представленные суду документы.
Таким образом, документы, на которые указывалось в представлении прокурора Ясненского района Оренбургской области Павлова В.В. N 7-2-2012 от 14 сентября 2012 года "Об устранении нарушений законодательства в области образования", за исключением документов по учету отделом Образования несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия в общеобразовательных учреждениях, были представлены суду, что подтверждает их наличие в отделе Образования администрации МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области.
Вместе с тем, из материалов гражданского дела следует, что в ходе его рассмотрения установлено, что отсутствуют документы по учету отделом образования несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия в общеобразовательных учреждениях.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления администрации мо ЗАТО Комаровский не может быть признан обоснованным, поскольку данное заявление подлежит частичному удовлетворению.
Таким образом, решение суда подлежит отмене в части с вынесением нового решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 23 октября 2012 года отменить в части отказа в удовлетворении заявления Администрации МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области о признании незаконным представления прокурора Ясненского района Оренбургской области Павлова В.В. за исх. N 7-2-2012 от 14 сентября 2012 года об устранении нарушений в сфере образования в части не предоставления документов по:
-контролю работы руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений по вопросу обеспечения всем несовершеннолетним обязательного образования;
-контролю за оформлением всех документов учета детей в образовательных учреждениях;
-анализу данных учета детей в возрасте 6 лет 6 месяцев - 8 лет и распределение их по микрорайонам образовательных учреждений;
-контролю соблюдения законодательства РФ и Оренбургской области по вопросам образования несовершеннолетних;
-формированию и внесению ежегодной коррективы в банк данных о детях дошкольного возраста, подлежащих обучению в общеобразовательных учреждениях в 1-11 классах.
Принять в указанной части новое решение, которым признать незаконным представление прокурора Ясненского района Оренбургской области Павлова В.В. за исх. N 7-2-2012 от 14 сентября 2012 года об устранении нарушений в сфере образования в части не предоставления документов по:
-контролю работы руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений по вопросу обеспечения всем несовершеннолетним обязательного образования;
-контролю за оформлением всех документов учета детей в образовательных учреждениях;
-анализу данных учета детей в возрасте 6 лет 6 месяцев - 8 лет и распределение их по микрорайонам образовательных учреждений;
-контролю соблюдения законодательства РФ и Оренбургской области по вопросам образования несовершеннолетних;
-формированию и внесению ежегодной коррективы в банк данных о детях дошкольного возраста, подлежащих обучению в общеобразовательных учреждениях в 1-11 классах.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.