Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Федотовой Л.Б., судей Судак О.Н., Соловьевой Е.Ф., с участием прокурора Кобзарь А.П., при секретаре Антонове И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области на решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 14 ноября 2012 года по делу по иску прокурора Ташлинского района Оренбургской области к Совету депутатов муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия, обязании создать контрольно-счетный орган,
УСТАНОВИЛА:
Прокурора Ташлинского района Оренбургской области обратился в суд с заявлением к Совету депутатов муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия, обязании создать контрольно-счетный орган, ссылаясь на то, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства муниципальным образованием Ташлинский район выявлено нарушение норм Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона РФ N 6-ФЗ от 07.02.2011 года "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Во исполнении вышеуказанных законов ответчиком не образован контрольно-счётный орган муниципального образования Ташлинский район. Из-за отсутствия контрольно-счетного органа муниципального образования Ташлинский район не осуществляется организация и контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не осуществляется, экспертиза проекта местного бюджета на 2012 год, не осуществляется анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании. Всё это негативно влияет не только на деятельность органов местного самоуправления, но нарушает права и законные интересы граждан Ташлинского района по осуществлению контроля за использованием бюджетных средств.
На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Ташлинский район, выразившееся в нарушении Федерального закона Российской Федерации по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования Ташлинский район. Обязать Совет депутатов муниципального образования Ташлинский район образовать контрольно-счетный орган муниципального образования Ташлинский район в срок до 31.12.2012 года.
Решением суда заявление прокурора удовлетворено, признано незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Ташлинский район, выразившееся в не образовании контрольно-счетного органа муниципального образования Ташлинский район. Совет депутатов муниципального образования Ташлинский район обязан устранить нарушения Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона РФ N 6-ФЗ от 07.02.2011 года "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" путем образования контрольно-счетного органа муниципального образования Ташлинский район в срок до 15.02.2013 года.
В апелляционной жалобе Совет депутатов муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и производство по делу прекратить на основании абзаца 2 ст. 220 ГПК РФ в связи с тем, что заявление подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке, так как суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт.
Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., прокурора Кобзарь А.П., полагавшую необходимым оставить решение суда в силе, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования, порядок организации и деятельности контрольного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном соответственно законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований").
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований", контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон РФ N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", а также Закон РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направлены на совершенствование правовых основ внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышение эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов и обязателен для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Цель Закона - установить общие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их основные полномочия (ст.1 Закон РФ N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований").
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о признании незаконным бездействия Совета депутатов МО Ташлинский район, выразившегося в несоздании контрольно-счетного органа муниципального образования, поскольку в нарушение требований вышеуказанного федерального законодательства в муниципальном образовании до настоящего времени не создан контрольно-счетный орган.
Требования прокурора о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования Ташлинский район и об обязании Совета депутатов устранить нарушения закона путём образования контрольно-счётного органа не направлены на вмешательство в нормотворческую деятельность муниципального органа (ст. 10, ст. 12 Конституции РФ), поскольку прокурор не просил суд обязать Совет депутатов принять, изменить или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, в том числе Устав. Требования прокурора направлены на обязание представительного органа муниципального образования исполнить закон, определяющий структуру муниципального образования, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ, предусматривающей право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В связи с этим, является необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку у суда не имеется правовых оснований для возложения обязанности на представительный орган местного самоуправления, в частности Совет депутатов муниципального образования Ташлинский район, по созданию контрольно-счетного органа.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют требованиям закона и подтверждаются документами, имеющимися в материалах дела.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, были обоснованно опровергнуты и не являются основаниями к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 14 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.