Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кисловой Е.А.,
судей областного суда Акчуриной Г.Ж., Ярыгиной Е.Н.,
с участием прокурора Кобзарь А.П.,
при секретаре Разнобрядцевой А.В.,
рассмотрев открытом судебном заседании по апелляционной жалобе администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 октября 2012 года гражданское дело по иску прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах ***14 к администрации г.Оренбурга об обеспечении вне очереди жилым помещением,
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Кисловой Е.А., прокурора Кобзарь А.П., просившую апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился в суд в интересах Леньшина Д.В. с иском к администрации города Оренбурга об обеспечении жилым помещением, указав, что Леньшин Д.В., *** года рождения, имеет статус "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Постановлением администрации г. Оренбурга ***-п от *** года Леньшин Д.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в льготный список сирот с составом семьи 1 человек. Закрепленного жилья либо жилья в собственности у Леньшина Д.В. не имеется.
Руководствуясь положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Оренбургской области "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области", прокурор просил суд обязать администрацию г. Оренбурга обеспечить Леньшина Д.В. вне очереди жилой площадью за счет расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга.
В судебном заседании участвующий в деле старший помощник прокурора Ленинского района г. Оренбурга Емельянова М.В., истец Леньшин Д.В. требования искового заявления поддержали.
Представитель ответчика администрации г. Оренбурга Примачева Л.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Представитель третьего лица - Правительства Оренбургской области, - Латаева В.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 октября 2012 года исковые требования удовлетворены.
С таким решением не согласилась администрация г. Оренбурга, в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст.3 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ ( в редакции до 01 января 2013 года) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В силу ст. 5 указанного Федерального закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации ( действовавшим до 01 января 2013 года) закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом, согласно положениям частей 3, 4, 5 данной статьи, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.
В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Оренбургской области принят Закон Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" (далее Закон от 13 июля 2007 года), предусматривающий предоставление по договору социального найма жилого помещения жилищного фонда Оренбургской области (п. 4 ч. 1 ст. 4).
Статьей 6 пунктом 2 Закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Согласно ст.2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семью из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья, на семью из трех и более человек - по 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи.
В соответствии с п.4 ст.3 указанного выше закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
Судом установлено, что Леньшин Д.В., *** года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Из свидетельства о рождении *** следует, что ***15 родился *** в *** от отца ***2 и матери ***3.
***2 (***
Согласно протоколу *** к Постановлению администрации *** ***-п от *** Леньшин Д.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в льготный список сирот с составом семьи 1 человек.
До *** года Леньшин Д.В. являлся воспитанником детского дома ***
Как следует из письма администрации ГКОУ ***16 ***, Леньшин Д.В. являлся воспитанником учреждения с *** по *** и убыл для обучения и проживания в ГОУ ***18 в ***.
В период с *** по *** Леньшин Д.В. обучался в ГОУ ***17 *** по профессии *** что подтверждается свидетельством об уровне квалификации ***, регистрационный номер ***.
Закрепленного жилья либо жилья в собственности у Леньшина Д.В. не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что у Леньшина Д.В., как ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении, в соответствии с законом возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм после окончания пребывания в образовательном учреждении. Данный вывод суда подтвержден материалами дела и является правильным.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела, обоснован нормами права, регулирующими спорные правоотношения, и доказательствами, исследованными в судебном заседании, которым судом дана оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ****** ***, не являются основанием для отмены постановленного решения. Доказательствами указанный довод не подтвержден, Леньшин Д.В. в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, принят на учет в установленном законом порядке, до окончания пребывания в учебном учреждении находился на полном государственном обеспечении, в силу закона должен незамедлительно быть обеспечен жильем.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление Леньшину Д.В. жилого помещения нарушит права других лиц, относящихся к категории дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.