Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Салащенко О.В., Васякина А.Н.,
при секретаре Воронковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 02 августа 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению Макаровой Л.В. к администрации города Оренбурга о восстановлении в составе участников программы "Обеспечение молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы"
УСТАНОВИЛА:
Макарова Л.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что Постановлением Главы г.Оренбурга от "___" ***-п её семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы". В настоящее время в их семье трое несовершеннолетних детей и муж является Ветераном боевых действий.
В декабре 2011 года, обратившись в Управление жилищной политики администрации г.Оренбурга за устной консультацией по вопросу сохранения права получения социальной выплаты при приобретении жилого помещения в кредит, ей дано разъяснение о том, что данное право за ними сохранится при условии, что приобретенное жилое помещение будет оформлено в равную долевую собственность всех членов семьи и будет соответствовать нормам по площади.
По договору купли-продажи квартиры от 27.12.2011г., семьей Макаровых приобретена 4-х комнатная квартира общей площадью 78,4 кв.м., расположенная по "адрес" общую долевую собственность, по 1/5 на каждого члена семьи с привлечением кредитных средств ОАО "Сбербанк России" в сумме 00 рублей.
На обращение 01 марта 2012г. в Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга с просьбой внести изменения в список участников программы в части адреса проживания их семьи и формы распоряжения социальной выплатой на погашение основной суммы долга и плату процентов по ипотечному жилищному кредиту получен 20 марта 2012 года ответ, что согласно Постановлению Правительства Оренбургской области от 08.04.2011 N 214-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области 27 мая 2010г. N370-пп" в разделе 5 "Механизм реализации Программы" шестой абзац, о том, что социальная выплата может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим кредитам или займам исключена, и что в ближайшее время их семья будет исключена из числа участниц программы, в связи с тем, что семья перестала соответствовать условиям, предъявляемым к участницам программы.
Полагая отказ администрации г.Оренбурга не правомерным, просила возложить обязанность на администрацию города Оренбурга восстановить ее семью в составе участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы".
В ходе рассмотрения дела Макарова Л.В. исковые требования уточнила, просила администрацию г. Оренбурга восстановить ее семью в составе участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы", признать незаконным Постановление администрации г. Оренбурга ***-п от 05.04.2012г. в части исключения ее семьи из списка участников программы " Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015годы".
В судебном заседании истец Макарова Л.В. поддержала заявленные исковые требования.
Представитель администрации города Оренбурга в судебном заседании не присутствовал, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Решением суда от 02 августа 2012 года удовлетворены исковые требования Макаровой Л.В. о признании незаконным постановления администрации города Оренбурга ***-п от 05.04.2012 года в части исключения семьи Макаровой Л.В. и А.В. из состава участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы".
Судом возложена обязанность на администрацию города Оренбурга по восстановлению семьи Макаровой Л.В. и А.В. в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы".
В апелляционной жалобе администрация города Оренбурга просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание представитель администрации города Оренбурга не явился, будучи извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в его отсутствие.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения истца Макаровой Л.В., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
13 мая 2006 г. Правительством Российской Федерации принято постановление N 285, утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Указанные Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которая может направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675.
По завершению федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", целью которой является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
В соответствии с п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ 13 мая 2006 года N 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2007 N 979, от 10.04.2008 N 257)
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В рамках Федеральной целевой Программы Законом Оренбургской области от 28 февраля 2003 года N 63/3-Ш-ОЗ "Об областной программе "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области" на 2003-2010 годы" утверждена областная Программа "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы", которой предусмотрено предоставление молодой семье-участнику Программы социальной выплаты за счет средств областного бюджета для погашения части кредита (займа) либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение (строительство) жилья.
С целью осуществления государственной поддержки молодых семей, проживающих на территории Оренбургской области в улучшении жилищных условий постановлением Правительства Оренбургской области от 27.05.2010 N 370-пп утверждена областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы".
Постановлением Правительства Оренбургской области от 08.04.2011 года N 214-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 27 мая 2010 года N 370-пп" в абзаце шестом раздела 5 "Механизм реализации Программы" исключена возможность получения социальной выплаты молодой семьей на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам и займам.
Разделом 5 "Механизм реализации Программы" на момент разрешения данного дела судом предусмотрено предоставление социальной выплаты молодой семье-участнику программы на использование в том числе на уплату первоначального взноса при получении кредита или займа на приобретение жилья, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Указанные изменения введены в действие постановлением Правительства Оренбургской области от 01 декабря 2011 года N 1176-пп.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.08.2010 N 527-п утверждены правила учета и формирования списков молодых семей - участниц областной целевой программы (далее правила), согласно которым молодые семьи, подавшие до 1 сентября 2010 года заявление на получение социальной выплаты в 2011 году на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим кредитам или займам и включенные в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году могут использовать социальную выплату на погашение задолженности основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам. Пунктом 8 указанных правил установлены исчерпывающие условия, при выполнении которых молодые семьи ставятся на учет в качестве участниц Программы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, семья истца в 2009 году признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановлением Главы администрации г.Оренбурга от 02.04.2009 года ***-п включена в состав участников Программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы".
На основании договора купли - продажи квартиры от 27 декабря 2011 года семья Макаровых приобрела в собственность по 1/5 на каждого члена семьи *** квартиру "адрес", общей площадью 78,4 кв.м. с привлечением кредитных средств в сумме 00 руб., предоставленных на основании кредитного договора *** от 27 декабря 2011 года ОАО "Сбербанк России".
05 апреля 2012 года постановлением администрации города Оренбурга ***-п семья Макаровых исключена из списка состава участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы" на основании пункта 12 Правил, в связи с утратой основания.
Удовлетворяя исковые требования Макаровой Л.В. суд пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным решения ответчика об исключении из списка участников областной программы семьи Макаровых.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что семья Макаровой Л.В. на момент принятия решения органом местного самоуправления об исключении из состава участников программы на 2011-2015гг. отвечала требованиям, предъявляемым к участникам данной Программы, учитывая внесенные постановлением Правительства Оренбургской области от 01 декабря 2011 года N1176-пп изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 27 мая 2010 года N 370-пп об утверждении областной целевой программы о возможности использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по жилищным кредитам или займам молодой семьей.
Судом первой инстанции обоснованно возложена обязанность на администрацию города Оренбурга по восстановлению семьи Макаровых в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы", поскольку органом местного самоуправления принято незаконное решение об исключении семьи истца из списка участниц Программы.
В соответствии с п.12 раздела Ш Правил учета и формирования списков молодых семей-участниц областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015годы" (в редакции до 30.05.2012 года) если участница Программы перестала соответствовать хотя бы одному из условий, указанных в пункте 8 настоящих Правил, или получила государственную поддержку на улучшение жилищных условий за счет федерального и (или) областного и местного бюджетов, за исключением получения средств материнского капитала, то молодая семья исключается из списка участниц Программы.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что законные основания для исключения семьи Макаровой Л.В. из списка участниц программы обеспечения жильем 05 апреля 2012 года отсутствовали.
Приобретение 27 декабря 2011 года семьей Макаровых жилого помещения с привлечением кредитных средств, в период действия правил учета и формирования списков молодых семей - участниц областной целевой программы, которые предусматривали условие о возможности направления социальной выплаты на погашение суммы долга и процентов по жилищным кредитам до внесения в них изменений 30 мая 2012 года, не могло служить основанием для лишения семьи истца права на участие в указанной программе 05 апреля 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы о не привлечении судом к участию в деле в качестве третьего лица Министерства по делам молодежи, спорту и туризму в Оренбургской области в качестве исполнителя областной программы обеспечения жильем молодых семей в Оренбургской области судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку решение об исключении семьи Макаровых из списка участников принималось администрацией города Оренбурга - органом местного самоуправления, осуществляющим в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.08.2010 N 527-п учет молодых семей, желающих стать участниками областной целевой программы. Возникший между сторонами спор не связан с формированием ответчиком списков молодых семей- участниц программы- претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, оспариваемым судебным решением не разрешался спор о праве на социальную выплату, потому им не нарушены права исполнителя Программы и не возложены какие-либо обязанности на Министерство по делам молодежи, спорту и туризму в Оренбургской области.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 02 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.