Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А.В.
судей Мальцевой М.Е., Бургановой Н.А.
при секретаре Тупицыной П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2013 года в г. Кудымкар Пермского края дело по апелляционной жалобе Варанкиной Т.Н. на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 01 ноября 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Варанкиной Т.Н. о признании постановления администрации муниципального образования "Верещагинское городское поселение" Верещагинского муниципального района Пермского края от 12.04.2012 г. N ** "Об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа жилого помещения" и постановления от 17.04.2012 г. N ** "О перерегистрации учета граждан в жилом доме, находящемся по адресу: Пермский край, г. Верещагине, ул. **** незаконными - отказать.
Заслушав доклад судьи Бургановой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Варанкина Т.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации муниципального образования "Верещагинское городское поселение" Верещагинского муниципального района Пермского края (далее Администрация городского поселения) от 12.04.2012 г. N ** "Об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа жилого помещения" и постановления от 17.04.2012 г. N ** "О перерегистрации учета граждан в жилом доме, находящемся по адресу: Пермский край, г. Верещагино, ул. ****. Требования мотивировала тем, что она является собственником однокомнатной квартиры общей площадью 19,8 кв.м. жилого дома по адресу: Пермский край, г. Верещагино, ул. ****. 12 апреля 2012 года в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу Администрацией поселения принято постановление N ** об изъятии её квартиры для муниципальных нужд путем выкупа, о чем она была извещена лишь 28 августа 2012 года.
Данные решения органа местного самоуправления являются незаконными, поскольку процедура изъятия жилого помещения, предусмотренная законом, не соблюдена, ей требование о сносе аварийного дома не направлялось, как не принималось и решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, сведения о дате государственной регистрации постановления об изъятии жилого помещения не представлены, она не согласна на досрочное изъятие жилого помещения, данным постановлением нарушены права и интересы её детей, для которых изымаемое жилое помещение является единственным жильем. Постановлением администрации МО "Верещагинское городское поселение" от 17 апреля 2012 года N** нарушены ее права, поскольку квартирам в доме присвоен статус коммунальных, что не предусмотрено жилищным законодательством. Просит признать постановления незаконными.
В судебное заседание Варанкина Т.Н., представитель заинтересованного лица Администрации Верещагинского городского округа не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого и удовлетворении заявленных требований просит в апелляционной жалобе заявитель, указывая на то, что судом неверно применены нормы материального права. Вновь в жалобе ссылается на нарушение процедуры изъятия жилого помещения. Также указывает и на то, что переселение из аварийного жилого дома осуществляется за счет приоритетного регионального проекта "Достойное жилье", в том числе и с использованием средств фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства согласно Федерального закона от 21 июля 2007 г.N185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которого выкуп изымаемого жилого помещения возможен лишь при наличии у таких лиц иного жилого помещения на праве собственности, в связи с чем выкуп жилого помещения невозможен. Вместе с тем, она имеет право на предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, в то время как администрация городского поселения в своем постановлении указала лишь один способ переселения - выкуп, а иного предложения к ней не поступало. Указывает и на то, что на участие в проекте согласия она дать не могла, поскольку об этом не была извещена по месту фактического жительства.
Не согласна и с выводом суда об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления N**, поскольку после принятия Жилищного Кодекса Российской Федерации не может быть принято решение о признании квартиры коммунальной. Решение общего собрания собственников жилья является незаконным. Не согласна она и с размером выкупной цены, которая была предложена ей Администрацией городского поселения, полагая её заниженной.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнительно представленные доказательства, проверив законность и обоснованность принятого судом решения по правилам ст. 3271 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Варанкиной Т.Н. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: Пермский край, г. Верещагино, ул. ****. Данное право зарегистрировано Варанкиной Т.Н. в установленном порядке.
14 ноября 2011 года постановлением Администрации Верещагинского городского поселения N** многоквартирный дом по адресу: Пермский край, г. Верещагино, ул. **** признан аварийным и подлежащим сносу
Постановлением Администрации Верещагинского городского поселения от 12 апреля 2012 года N** принято решение об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа жилого помещения - однокомнатной квартиры N** общей площадью 19,8 кв.м, жилой - 19.8 кв.м. жилого дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Верещагино, ул. ****, принадлежащей заявителю.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Пермский край, г.Верещагино, ул. **** от 26 марта 2012 года принято решение об изменении в жилом доме вида жилых помещений и определении их как комнат в коммунальных квартирах с присвоением новых адресов.
На основании указанного решения собственников жилых помещений 17 апреля 2012 года Администрацией Верещагинского городского поселения принято постановление N **, которым ООО "***" поручено внести изменения в учетные характеристики жилых помещений в данном доме в соответствии с техническими документами и обеспечить перерегистрацию граждан по новым адресам.
Разрешая требования заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемыми решениями органа местного самоуправления городского поселения права и свободы заявителя не нарушены.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
-нарушены права и свободы гражданина;
-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу частей 1 - 3, 6, 7, 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В части 3 пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" обращено внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Исходя из установленных обстоятельств, основываясь на положениях вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что жилое помещение может быть изъято у заявителя как собственника жилого помещения в многоквартирном доме для муниципальных нужд органом местного самоуправления путем выкупа, о чем и вынесено оспариваемое заявителем постановление.
Вместе с тем, судом первой инстанции правильно указано и на нарушение заинтересованным лицом предварительной процедуры, предусмотренной ч.3,5-9 ЖК РФ, несоблюдение которой влечет отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) в выкупе жилого помещения.
Как усматривается из материалов дела и верно указано судом первой инстанции иск Администрации городского поселения о выкупе жилого помещения предметом рассмотрения настоящего дела не является, и как следует из представленного заявителем в судебную коллегию определения Верещагинского районного суда Пермского края от 02 ноября 2012 года судом разрешен с прекращением производства по делу связи с отказом Администрации поселения от иска, в связи с чем судебная коллегия не усматривает, что данным решением органа местного самоуправления права и свободы заявителя нарушены.
Доводы автора жалобы о том, что Администрация городского поселения не выполнила своей обязанности по предоставлению заявителю другого жилого помещения взамен изымаемой квартиры, не влияет на законность принятого решения, поскольку предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения, взамен изымаемого, суд не может обязать предоставить гражданину такое жилое помещение. Кроме того, заявителем в рамках данного дела такие требования не заявлялись.
Довод апелляционной жалобы о том, что при расселении граждан из аварийного жилья в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 2007 года "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" орган местного самоуправления был не вправе предлагать ей выкуп жилого помещения в связи с отсутствием у неё иного жилого помещения на праве собственности, а она имеет право полагает ошибочным, поскольку расселение заявителя и иных граждан из аварийного жилого дома в соответствии с вышеназванным законом не осуществляется, о чем указал в своих возражениях на жалобу представитель Администрации Верещагинского городского поселения. Жилой дом по адресу: Пермский край, г.Верещагино, ул. **** в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2012 год, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 14 марта 2012 года не включен.
Довод жалобы о том, что решение общего собрания собственников спорного жилого дома об изменении вида жилых помещений от 26 марта 2013 года и принятое во исполнение постановление от 17 апреля 2012 года N** являются незаконными, не могут быть приняты во внимание, поскольку решение общего собрания собственников заявителем не оспорено, в силу ч.5 ст. 46 ЖК РФ является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не принимали участие в голосовании. Кроме того, оспариваемым решением вид жилого помещения не определен, оно лишь содержит поручение управляющей компании принять соответствующие меры по исполнению решения общего собрания собственников жилого дома.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они полностью основываются на фактических обстоятельствах дела и требованиях действующего жилищного законодательства.
Не могут служить основанием к отмене решения суд и доводы жалобы о несогласии с размером выкупной цены, условиях выкупа жилого помещения, поскольку данное обстоятельство не являлось предметом рассмотрения данного судебного спора.
Таким образом, судом сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Полно и правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав собранные и исследованные в судебном заседании доказательства и, дав им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального законов, суд постановил законное и обоснованное решение.
Оснований для отмены решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 01 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Председательствующий- А.В.Железчикова
Судьи- М.Е.Мальцева
Н.А.Бурганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.