Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего: Киселевой Н.В. Судей Кузнецовой Г.Ю., Нечаевой Н.А. При секретаре Кармановой Ж.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 09.01.2013 года в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Лысьвенского городского поселения Пермского края на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 16.10.2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Лысьвенского городского прокурора в интересах Гузаирова И.М., Гузаировой О.М. и несовершеннолетней Гузаировой М.И. к Администрации Лысьвенского городского поселения Пермского края о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Лысьвенского городского поселения Пермского края по непринятию мер по переселению Гузаирова И.М., Гузаировой О.М. и несовершеннолетней Гузаировой М.И. из жилого помещения, расположенного в аварийном жилом доме по адресу: Пермский край, г. ****, незаконным.
Обязать Администрацию Лысьвенского городского поселения Пермского края предоставить Гузаирову И.М., Гузаировой О.М. и несовершеннолетней Гузаировой М.И. благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающий установленным требованиям и находящееся в черте г. Лысьва.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., истцов Гузаирова И.М., Гузаировой О.М. об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Гузаирова И.М., Гузаировой О.М., несовершеннолетней Гузаировой М.И. к администрации Лысьвенского городского поселения о признании незаконным бездействия ответчика по непринятию мер по переселению Гузаировых из аварийного жилого дома, расположенного по ул. ****, г. Лысьва, о возложении на ответчика обязанности предоставить истцам другое благоустроенное жилое помещение в черте г. Лысьва, равнозначного ранее занимаемому по размеру общей площади, отвечающему установленным требованиям.
Заявленные требования прокурор обосновывал тем, что семья Гузаировых проживает на условиях найма в квартире N ** дома по ул. **** г. Лысьва, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу. Являясь собственником и наймодателем жилого помещения, администрация Лысьвенского городского поселения в нарушение действующего законодательства не исполняет обязанность по предоставлению Гузаировым иного благоустроенного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, Гузаиров И.М. на заявленных требованиях настаивали.
Администрации Лысьвенского городского поселения представителя в судебное заседание не направила, Гузаирова О.М. просила рассматривать дело без ее участия.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части признания бездействия ответчика незаконным просит администрация Лысьвенского городского поселения. Утверждает, что в рамках программы "Переселение граждан Лысьвенского городского поселения из аварийного жилищного фонда в 2011 году" ответчиком производятся действия, направленные на переселение семьи Гузаировых из аварийного жилья. Судом необоснованно не приняты во внимание такие обстоятельства, как включение дома по ул. **** г. Лысьва в реестр аварийных домов, в Программу переселения, ведение строительства многоквартирного дома, предназначенного для заселения по договорам социального найма.
Прокурором г. Лысьва представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик не явился, о явке извещался по правилам ст.113 ГПК РФ, просил о рассмотрении дела без участия представителя администрации Лысьвенского городского поселения, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.85, 86, 89 ЖК РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24 июля 2006 года заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы города Лысьва от 01.02.2000 года N 139, жилой дом по адресу: **** признан аварийным и подлежащим сносу.
Гузаиров И.М., Гузаирова О.М. и Гузаирова М.И., 1999 года рождения, зарегистрированы и проживают в квартире N ** указанного дома, 20.09.2011 года между ответчиком и Гузаировым И.М. заключен договор социального найма жилого помещения.
Оценивая представленные доказательства и анализируя указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения лицу, занимающему жилое помещение, непригодное для проживания, должна быть возложена на Администрацию Лысьвенского городского поселения, к чьей компетенции отнесено обеспечение граждан, проживающих в непригодных для проживания помещениях, иными жилыми помещениями.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда. Не оспаривая право Гузаировых на получение жилого помещения, администрация полагает, что действия, направленные на переселение семьи Гузаировых из аварийного жилья, ответчиком принимались, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в указанной части не имелось.
Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд исходил из того, что дом N ** по ул. **** г. Лысьва признан аварийным и подлежащим сносу в 2006 году, однако, обязанность по предоставлению семье Гузаировых иного жилого помещения, пригодного для проживания, администрацией Лысьвенского городского поселения до настоящего времени не исполнена, что свидетельствует о бездействии ответчика.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу части 1 статьи 247 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
С учетом этого в силу положений ст. ст. 247, 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными возможно при наличии совокупности двух условий: несоответствие закону оспариваемых действий и нарушение прав и законных интересов заявителя указанными действиями.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п. 1, 9 ст. 14 ЖК РФ К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
учет муниципального жилищного фонда;
осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Оспаривая постановленное судом решение, администрация Лысьвенского городского поселения ссылается на действия, выполненные в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан Лысьвенского городского поселения из аварийного жилищного фонда в 2011 году". Указанная программа носит среднесрочный характер и рассчитана на 2011-2012 годы.
Между тем, несмотря на то, что в многоквартирном доме по ул. **** г. Лысьва имеется значительная деформация ограждающих конструкций, которая снижает их несущую способность и ухудшает эксплуатационные свойства конструкций в целом, Администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; неправомерно бездействуя, до настоящего времени Администрация не приняла решение, связанное с отселением семьи Гузаировых в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие Администрации по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества, расположенного по ул **** г Лысьва, по непринятию мер к реализации прав Гузаировых на предоставление вне очереди другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма и удовлетворил заявленные требования прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации Лысьвенского городского поселения Пермского края на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 16.10.2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.