Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А.А., судей Заривчацкой Т.А., Лапухиной Е.А., при секретаре Колывановой Е.Ю.,
рассмотрела 09 января 2013 года в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Тимировой О.И. на решение Березниковского городского суда Пермского края от 10 октября 2012 года, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить частично;
включить в специальный трудовой стаж Тимировой О.И. период ее работы с 05.03.1986 по 13.03.1988 патронажной медсестрой (0, 5 ставки) и воспитателем (0,5 ставки) в детском комбинате N ***
в остальной части иск Тимировой О.И. оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения Тимировой О.И., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Тимирова О.И. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Березники о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии. В обосновании иска указала, что 04.04.2012 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, связанной с лечебной деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Березники от 11.05.2012 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа, в который не были включены периоды работы истца:
с 05.03.1986 по 13.03.1988 патронажной медсестрой (0, 5 ставки) и воспитателем (0,5 ставки) в детском комбинате N *** с 01.11.1999 по 30.09.2004 старшей медсестрой МДОУ "Детский сад N ***".
Истец считает, что указанные периоды не включены в специальный стаж необоснованно, так как в эти периоды она занималась лечебной деятельностью, что подтверждено должностными инструкциями, книгой записей санитарного состояния детского сада, медицинскими картами детей.
Ответчик иск не признал, участвовавший в деле представитель пояснил, что указанные периоды не зачтены в специальный стаж истца, поскольку наименование учреждений в которых работала истец не соответствует наименованиям, указанным в списках учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда в части отказа во включении периода работы с 01.11.1999 по 30.09.2004 в должности старшей медсестры МДОУ "Детский сад N ***" изменить, удовлетворить исковые требования в данной части, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его изменения.
Судом установлено, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в г. Березники истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального трудового стажа. В специальный стаж Тимировой О.А. не были включены периоды работы с 05.03.1986 по 13.03.1988 патронажной медсестрой (0, 5 ставки) и воспитателем (0,5 ставки) в детском комбинате N *** а также с 01.11.1999 по 30.09.2004 старшей медсестрой МДОУ "Детский сад N ***" в связи с несоответствием наименования и вида учреждения, указанным в соответствующих Списках.
Суд первой инстанции, установив соответствие учреждения и должности занимаемой истцом в период с 05.03.1986 по 13.03.1988 содержащимся в Списке, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397, постановил включить указанный период в специальный стаж истца.
Во включении период работы истца с 01.11.1999 по 30.09.2004 в должности старшей медсестры детского сада в специальный стаж истца судом отказано, поскольку ни Списком должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных организациях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, ни действовавшими ранее аналогичными Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 и Постановлением Совета Министров РФ от 06.09.1991 N 464, не предусмотрена для включения в специальный стаж должность медицинской сестры детского сада.
Данный вывод суда является законным и обоснованным.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта I статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Довод жалобы о нарушении конституционных прав истца разницей в подходах при исчислении специального стажа медицинским работникам учреждений, указанных в списках, и иных медицинских работников, судебной коллегией отклоняется, поскольку по результатам рассмотрения аналогичных запросов граждан РФ сформирована позиция Конституционного суда РФ, изложенная, в том числе, в Определении от 24.09.2012 N 1595-0, и заключающаяся в следующем.
Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27).
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, - отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие положения Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 520-О-О и от 29 сентября 2011 года N 1173-0-0).
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило указанные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в названном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежит оценка характера труда, функциональных обязанностей лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в различных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Следовательно, оспариваемые нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права истца, работавшей в дошкольном образовательном учреждении (детский сад) старшей медицинской сестрой.
То обстоятельство, что в спорный период истец работала в должности медицинской сестры в МБУЗ "***", на правильность выводов суда не влияет, поскольку в соответствии с п. 4 Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, тогда как истец работала в указанной должности на 0,5 ставки, а должность старшей медсестры детского сада, согласно указанным выше законодательным актам не отнесена исходя из степени неблагоприятного воздействия на работника к должностям, дающим право на получение досрочной трудовой пенсии по старости.
Ввиду изложенного выше также отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание представленные в материалы дела документы, подтверждающие тождественность выполняемой истцом работы работе медицинской сестры в других организациях.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березниковского городского суда Пермского края от 10 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимировой О.И. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.