Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Киселевой Н.В.
Судей Нечаевой Н.А, Кузнецовой Г.Ю.
При секретаре Кармановой Ж.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 16 января 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 15 октября 2012 года, которым постановлено: "Возложить обязанность на администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Новикову С.Е. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение пригодное для проживания, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв.м. для Новикова С.Е. на семью из двух человек, включая несовершеннолетнюю дочь Новикову А.С., в черте Красновишерского городского поселения Пермского края.
Администрацию Красновишерского городского поселения Пермского края от гражданской ответственности освободить".
Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А, объяснения представителя Пермской краевой прокуратуры Вохмяниной Ю.М. об отсутствии оснований для отмены решения суда, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красновишерского района обратился в суд с заявлением в интересах Новикова С.Е. к администрации Красновишерского муниципального района с требованием о возложении обязанности произвести перечисление денежных средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета в бюджет Красновишерского городского поселения на приобретение для Новикова С.Е. благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям на семью из двух человек, общей площадью не менее 42 кв. м; к администрации Красновишерского городского поселения о возложении обязанности по приобретению за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета благоустроенного жилого помещения для Новикова С.Е., отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям на семью из двух человек.
В обоснование заявления прокурор указал, что Новиков С.Е. является лицом из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца Н. лишили родительских прав, данные об отце записаны со слов матери. В 2006 году Новиков С.Е. окончил МОУ СОШ N **. В настоящее время вместе с несовершеннолетней дочерью Новиковой А.С., ** года рождения, проживает в арендованном жилом помещении. На учете в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей истец состоит с 2004 года. До настоящего времени жильем Новиков С.Е. не обеспечен.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал. Истец Новиков С.Е. заявление поддержал.
Представитель администрации Красновишерского городского поселения в судебное заседание не явился.
Представитель администрации Красновишерского муниципального района в судебное заседание не явился.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Пермского края просит решение суда отменить, поскольку при разрешении спора суд применил закон, не подлежащий применению. Полагает, что Новиков С.Е. может воспользоваться правом на обеспечение жильем общей площадью не менее 8 кв.м., без учета его несовершеннолетнего ребенка.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом).
На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции на момент рассмотрения дела судом) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п.3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" (в редакции на момент рассмотрения дела судом) жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
Согласно ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют
9) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Судом установлено, что мать Новикова С.Е., ** года рождения - Н. лишена родительских прав, отец Новикова С.Е. был записан в свидетельство о рождении ребенка со слов его матери. Постановлением администрации Красновишерского района Пермской области от 11 апреля 2002 года Новиков С.Е. определен в Красновишерский детский дом. Решением Красновишерского районного суда Пермской области от 16 марта 2004 года был установлен факт признания Новикова С.Е. оставшимся без попечения родителей. МОУ СОШ N ** Новиков С.Е. окончил в июне 2006 года. Согласно выписки из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Красновишерского района от 11 июля 2005 года, Новиков С.Е. принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения в общий и льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Новиков С.Е. имеет несовершеннолетнюю дочь Новикову А.С., ** года рождения.
В соответствии с данными Красновишерского филиала ГУП ЦТИ Пермского края, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Новиков С.Е. и его дочь участия в приватизации жилого помещения не принимали, недвижимого имущества в собственности не имеют.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд обоснованно исходил из того, что Новиков С.Е. является лицом, оставшимся без попечения родителей, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечен, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Суд верно указал о том, что жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Красновишерского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст.ст. 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Новикову С.Е., суд сделал правомерный вывод о необходимости предоставления жилья с учетом интересов его дочери. Суд обоснованно учел положения ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", из которой следует, что жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
Поскольку исходя из положений статьи 5 Федерального закона N 159-ФЗ и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств бюджета Пермского края, следовательно, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а администрация Красновишерского муниципального района, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, нарушений процессуального законодательства не допустил. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка.
Довод апелляционной жалобы о том, что не основан на действующем законодательстве вывод суда о необходимости предоставления Новикову С.Е. жилого помещения с учетом дочери А., не влияет на законность вынесенного судом решения. Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что жилые помещения гражданам, в том числе детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются с учетом членов их семей.
Таким образом, поскольку несовершеннолетняя Новикова А. является членом семьи Новикова С.Е., следовательно, Новиков С.Е. имеет право на получение жилого помещения с учетом интересов его дочери.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 15 октября 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.