Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Сергеева В.А. и Ивановой Т.В. при секретаре Кирьяновой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционным жалобам Министерства социального развития Пермского края и Управления жилищных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 3 октября 2012 года, которым постановлено:
признать за Насартиновой Д.Р., Насартиновым Р.Х. право на получении социальной выплаты в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы".
Возложить на администрацию г.Перми, Управление жилищных отношений администрации г.Перми, Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края обязанность произвести социальную выплату Насартиновой Д.Р., Насартинову Р.Х. в сумме ** руб.
В удовлетворении требований о возмещении судебных расходов в связи с оплатой государственной пошлины Насартиновой Д.Р. , Насартинову Р.Х. - отказать.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Насартинов Р.Х., Насартинова Д.Р. обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, Министерству социального развития Пермского края, администрации г. Перми, Правительству Пермского края о признании за ними права на получение социальной выплаты в сумме ** руб. в рамках краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 года", рассчитанной исходя из правил, действующих на момент исключения семьи из числа участников такой программы, то есть по состоянию на 26.11.2009; взыскании с ответчиков денежных средств в указанном размере, возмещении расходов на оплату государственной пошлины.
Требования обосновываются тем, что 14.11.2006 их семья, состоящая на тот период из двух человек была включена Департаментом по культуре, спорту и молодежной политике администрации г.Перми в список участников областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 г.г." за номером 1188 и относилась ко второй приоритетной категории для включения в реестр в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г.г., т.к. семья состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 09.10.2002 г. Управление жилищных отношений администрации г.Перми признало на Насартиновыми право на участие в программе. 31.05.2007 Насартиновы заключили кредитный договор для приобретения однокомнатной квартиры, общей площадью 33,4 кв.м. по адресу: ****. В 2009 г. семья Насартиновых была включена в список претендентов на получение свидетельства на право получения социальной выплаты. ** в семье Насартиновых родилась дочь. 26.11.2009 специалисту Управления жилищных отношений администрации г.Перми было сообщено о рождении ребенка в семье Насартиновых, поскольку сами Насартиновы не имели возможности явиться в Управление жилищных отношений администрации г.Перми, документы необходимо было предоставить до 20.12.2009 г. 26.11.2009 г. распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми семья была исключена из списка участников программы, т.к. предоставление социальной выплаты в рамках реализации программы семье не представляется возможным, поскольку на момент приобретения квартиры с использованием средств ипотечного жилищного кредита, как и на момент постановки, у семьи, согласно действующему законодательству отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий. Данные обстоятельства противоречат действующему законодательству, поскольку семья была исключена из списка согласно п.п. Д п.4.2.1.19 Решения Пермской городской Думы от 25.09.2007 г. N222 "Об утверждении городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г.Перми на 2008-2010 г.г." в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии. Данное основание не применимо для семьи Насартиновых. 22.12.2009 истцами была предоставлена информация в Управление жилищных отношений администрации г.Перми об изменении состава семьи Насартиновых. 20.01.2010 истцами получен письменный ответ, согласно которому общая площадь жилого помещения истцов составляет 42,36 кв.м., а следовательно, превышает учетную норму площади жилого помещения для семьи из трех человек в рамках программы. 08.12.2010 распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми семья Насартиновых была включена в списки участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в г.Перми на 2008-2010 г.г." с 14.11.2006 г., но социальную выплату в рамках программы уже получить не смогла, так как 21.11.2011 г. письмом Управления жилищных отношений администрации г.Перми семья была исключена из списка участников программы. Как следует из письменных разъяснений, после предоставления свидетельства о рождении дочери семья истцов восстановлена в списке участниц краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.", при этом право на участие в федеральной подпрограмме в связи с рождением дочери у нее не возникло, а семья сохраняет право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г.г.". Истцы считают, что Управление жилищных отношений администрации г.Перми нарушило право семьи Насартиновых на получение социальной выплаты, выразившееся в бездействии в выдаче свидетельства на право ее получения, в продолжающихся действиях по произвольному включению и исключению из списка участников программ, не основанных на законе и иных нормативных актах. В связи с чем, Насартиновы фактически оказались лишены возможности получить социальную выплату как в 2008 г., так и в 2009 г., несмотря на то, что их очередь прошла. Основания для отказа в предоставлении выплаты в 2009 г, 2010 г., прямо противоречат основаниям для отказа предоставления выплаты в 2011 г. Семья Насартиновых была участником под N1188, когда в 2009 г. были выданы свидетельства на получение социальной выплаты семьям под номерами 1312, 1371. Семья Насартиновых нуждалась в улучшении жилищных условий на момент принятия решения о включении ее в число молодых семей-участников программы. На момент заключения кредитного договора от 31.05.2007, т.е. не ранее 01.01.2006, нуждаемость Насартиновых в улучшении жилищных условий не изменилась. Таким образом, Насартиновы имели право претендовать на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий и на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту в 2009 г.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционных жалобах Министерство социального развития Пермского края и Управления жилищных отношений администрации г. Перми.
Министерство социального развития Пермского края обосновывает жалобу тем, что судом не правильно применены нормы материального права. Суд не учел, что по условиям программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" истцы не могли быть участниками программы, поскольку на каждого члена семьи приходилось жилое помещение площадью более учетной нормы ( 24,95 кв.м.). Приобретя квартиру площадью 334 кв.м. молодая семья перестала быть нуждающейся в жилом помещении. Программами на получение молодыми семьями социальной выплаты для приобретения жилья не предусмотрена выплата в наличной форме. Поэтому, учитывая, что истцами кредит на приобретение квартиры выплачен, право на социальную выплату утрачено.
Управление жилищных отношений администрации г. Перми в жалобе указало аналогичные доводы. Кроме того, судом не учтено приобретение истцами квартиры площадью менее учетной нормы, что исключает предоставление истцам социальной выплаты. При этом в случае предоставления социальной выплаты размер её исходя из площади приобретенного истцами жилого помещения составит 461 244 кв.м.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327. 1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ)), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что семья Насартиновьгх обратилась в Управление жилищных отношений администрации г.Пермн с заявлением о признании их семьи из двух человек, нуждающимися в улучшении жилищный условий и включении их семьи в состав участниц долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы". 08.07.2008 -подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 года. Семья истцов была признана участником указанных программ. 30.05.2007 истцы приобрели за счет средств кредита банка жилое помещение -****. ** у истцов родилась дочь Насартинова С.Р., где члены семьи зарегистрированы по месту жительства. Общая площадь указанной квартиры 33,4 кв. метров.
На праве собственности иных жилых помещений члены молодой семьи не имеют. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми N977 от 26.11.2009 семья истцов из двух человек была исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Перми на 2008-2010 года" в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии. При этом основанием для исключения семьи из числа участников программы явилось несоответствие семьи требованиям о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении ввиду обеспеченности общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного человека, приобретение жилья за счет заемных денежных средств, возмещение которых программой не предусмотрено.
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми N1769 от 08.12.2010 отменено распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми N977 от 26.11.2009 г.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался правовым нормами, закрепленными в Постановлении Законодательного Собрания Пермского края от 21.10.2010 N 2360 "О концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 - 2015 годы", Постановлении Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 N 63-п, утвердившем долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011 -2015 года", Законе Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы", положениями ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
При этом суд правомерно исходил из того, что истцы по основаниям, предусмотренным правовыми нормами, регулирующими вопросы реализации молодыми семьями права на предоставление социальной выплаты для оплаты приобретаемого ими жилого помещения, в том числе с привлечением кредитных средств, действующими в период возникновения спорных правоотношений были поставлены на учет, включены в список молодых семей, нуждающихся в жилом помещении и реализующих право на социальную выплату и состоят в списках участников для приобретения социальной выплаты. Между тем, право на получение социальной выплаты у истцов возникло в 2009 году, поскольку право на получение социальной выплаты реализуется исходя из установленной очередности.
Как было установлено судом и не оспаривается ответчиками, очередь в списках участников у истцов наступила в 2009 году, поэтому в отсутствие распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми N977 от 26.11.2009, которым семья истцов была исключена из списка лиц, имеющих право на социальную выплату, истцы реализовали бы право на получение социальной выплаты в 2009 году. Данный вывод следует также и из того обстоятельства, что распоряжением 08.12.2010 отменено распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми N977 от 26.11.2009 и истцы восстановлены в списке участников Программы. Тем самым, право истцов на участие в Программе фактически в части восстановлено самим ответчиком.
Таким образом, установив, что семья истцов была обоснованно включена в список претендентов на получение жилого помещения, оснований для исключения из списков участников программы не имелось, семья восстановлена в списке участников Программы с даты первоначального учета после обращения с заявлением в 2006 году, суд пришел к правильному выводу о том, что фактически права истцов в полной мере не восстановлены, поскольку социальная выплата истцами не получена, соответственно, право истцов на получение социальной выплаты подлежит защите.
При этом судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что в настоящее время размер социальной выплаты исчисляется иным способом. Так, согласно п.9 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 годы", социальная выплата предоставляется в размере не менее: 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более. В то же время, в рамках реализации механизма по предоставлению социальных выплат за счет средств краевого бюджета, предусмотренного долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Пермского края N 1119-п от 30.12.2010 предоставление социальной выплаты предусмотрено в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья при условии наличия потенциальных участниц Программы, изъявивших желание на получение социальной выплаты в рамках указанного механизма.
Тем самым, порядок исчисления размера социальной выплаты изменился, следовательно, незаконное исключение семьи истцов из списков участников программы лишило их права на получение социальной выплаты в размере, установленном на момент отказа в предоставлении выплаты. Включение семьи истцов в долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" в полном объеме права истцов не восстанавливает, поскольку в настоящее время социальная выплата исчисляется в ином размере.
При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости обязать ответчиков предоставить истцам социальную выплату в сумме, рассчитанной исходя из правил, действующих на момент отказа в предоставлении выплаты, следует признать правильным.
Доводы апелляционных жалоб о том, что семья истцов не могла быть участником федеральной программы "Жилище" на 2002-2010 годы", основательными не являются, поскольку истец Насартинова Д.Р. в составе семьи до брака с истцом Насартиновым Р.Х. состоит на учете как лицо, нуждающееся в жилом помещении с 2002 года. Данные о том, что жилищные права истца Насартиновой Д.Р. по правилам Жилищного кодекса Российской Федерации на дату включения семьи истцов в список участников программы или в настоящее время реализованы не представлены.
Также неосновательными являются доводы о том, что семья истцов перестала быть нуждающейся в жилом помещении в связи с приобретением на средства кредита квартиры площадью 33, 4 кв.м., поскольку данные доводы не основаны на положениях программ, задачей которых является поддержка семьи в обеспечении жилым помещением. Учитывая, что право истцов на получение социальной выплаты не было реализовано по обстоятельствам от них не зависящим, следует признать неосновательными доводы жалобы об отсутствии права молодой семьи на получение социальной выплаты в наличной форме, поскольку получением денежных средств в размере социальной выплаты, рассчитанной по правилам действующим на 2009 год для приобретения жилого помещения право истцов на оказание помощи со стороны государства, оказываемой в порядке, предусмотренном Программами фактически реализуется, соответственно, правовые основания для участия в жилищных Программах истцами исключаются. По этим же основаниям не могут быть признаны обоснованными доводы апелляционной жалобы Управления жилищных отношений о том, что размер социальной выплаты должен быть меньшим, поскольку в случае реализации истцами права на социальную выплату расчет суммы социальной выплаты должен был производиться исходя из трех членов семьи, включая дочь ** года рождения.
Другие доводы апелляционной жалобы отмену решения суда также не влекут, поскольку основаны на ином толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и отличной от суда оценке фактических обстоятельств, установленных по делу, с которьми по вышеизложенным мотивам судебная коллегия оснований согласиться не нашла.
Иных правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 3 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства социального развития Пермского края и Управления жилищных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.