Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой
судей М.Е. Мальцевой, Н.А. Бургановой
при секретаре П.В. Тупицыной
рассмотрела в открытом судебном заседании 29.01.2013 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу администрации г. Кудымкара от 28.11.2012 года, которым постановлено:
Постановление администрации г. Кудымкара от 16.08.2012 года N ** в части исключения Журавской Л.И. из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2012-2015 годы, признать не законными.
Обязать администрацию г. Кудымкара Пермского края включить Журавскую Л.И. в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2012-2015 годы, на 2013 год, с датой постановки на учет - 22.06.1995 года.
Взыскать с администрации г. Кудымкара Пермского края в пользу Журавской Л.И. судебные расходы в сумме ** руб.
В удовлетворении исковых требований Журавской Л.И. о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.И. Журавская обратилась в суд с иском к Администрации города Кудымкара Пермского края о признании Постановления администрации г. Кудымкара N ** от 16.08.2012 года незаконным, возложении обязанности по восстановлению ее в числе участников подпрограммы и взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что она 10 лет отработала районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностей. Состояла в очереди на получение субсидии как лицо, выезжающее из районов с 22.06.1995 года в Косинском районе Пермской области, была снята с учета 22.01.2008 года, т.к. выехала на другое место жительства в г. Кудымкар. Вновь была поставлена в г. Кудымкаре на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, 19.09.2008 года. Право на получение жилищной субсидии она до настоящего времени не использовала. Постановлением Главы Администрации г. Кудымкара от 16.08.2012 года она была исключена из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2012-2015 годы. Считает, что ее незаконно лишили права на получение жилищной субсидии, просит обязать администрацию г. Кудымкара восстановить ее в числе участников подпрограммы с датой постановки на учет 22.06.1995 года, также взыскать компенсацию морального вреда ** руб. и судебные расходы за уплату госпошлины в сумме ** руб.
В судебном заседании истец Л.И. Журавская требования поддержала по вышеизложенным мотивам, дополнив, что ежегодно обращалась в администрацию г. Кудымкара с заявлениями об участии в подпрограмме и выдаче сертификата для приобретения жилого помещения, при этом в 2009 году представляла все документы и недостоверных сведений при этом не сообщала.
Представитель ответчика, администрации г. Кудымкара П. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из письменных возражений, следует, что иск не признает в качестве доводов, указывает, что основанием для отказа в признании Журавской Л.И. участником подпрограммы послужил факт представления неполного пакета документов, а также факт выявления в представленных Журавской Л.И. документах, не соответствующих действительности сведений.
Представитель третьего лица- Министерства строительства и архитектуры Пермского края - Ш. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Из отзыва следует, что иск не признает, полагая, что у истца отсутствует право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, т.к. она встала на учет в этом качестве в 2008 году.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Пермского края просит решение суда изменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм процессуального права. Указывает на то, что судом установлено, что истица встала в г. Кудымкаре на учет, как лицо, имеющее право на получение социальных выплате для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, в 2008 году. Вывод суда о необходимости восстановить ее в очереди с датой постановки на учет с 22.06.1995 года необоснован. Кроме того, в настоящее время она утратила право на получение социальной выплаты, поскольку в соответствии со ст.1 ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" от 21.10.2002 года N 125-ФЗ, правом на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера не позднее 01.01.1992 года и имеющие стаж работы в указанных местностях не менее 15 календарных лет.
В апелляционной жалобе администрация г. Кудымкара просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на то, что истица при постановке на учет в 2008 году не представила пакет всех необходимых документов, требуемых в соответствии с законом, представила сведения, не соответствующие действительности, квартира, в которой она проживает в г. Кудымкаре принадлежит ее мужу, следовательно она являясь членом его семьи, не нуждается в улучшении жилищных условий, т.к. имеется превышение учетной нормы. Кроме того, муж истицы так и не выехал из Косинского района Пермского края и постоянно зарегистрирован в с. Коса, а потому не может претендовать на получение субсидии как член семьи в силу положений закона. Также не согласны с тем, что истица восстановлена в очереди на получение субсидии не с 2008 года, а с 22.06.1996 года, поскольку постановка на учет лиц, ранее снятых с учета, производится на общих основаниях. Ссылается также на то, что первоначально Л.И. Журавская заявляла требования в порядке главы 25 ГПК РФ, впоследствии требования увеличила, заявляя о взыскании компенсации морального вреда. Вместе с тем, суд никакого промежуточного акта о переходе к рассмотрению требований в исковом порядке не принимал.
В возражениях на апелляционные жалобы, истец Л.И. Журавская просит оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, выслушав пояснения представителя ответчика П., истца Л.И. Журавской, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, считая необходимым проверить решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Суд первой инстанции, установив, что истица незаконно исключена из списка лиц, имеющих право на получение социальных выплате для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложил обязанность восстановить ее в списке граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2012-2015 годы, на 2013 год, с датой постановки на учет - 22.06.1995 года. Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 года N 125-ФЗ, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ранее действовавшие нормативные акты предоставляли право на получение жилищных субсидий лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абз. 4 п. 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10.12.1993 года N 1278; абз.3 п. 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 года N 937; ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.08. 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 года N 8-П ч. 1 ст. 1 и ст. 2 ФЗ от 25.07.1998 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.
Из материалов дела следует, что Л.И. Журавская в период с 05.08.1985 года по 12.09.1995 года работала в Косинском районе Пермской области, относящемся к районам Крайнего Севера, и приравненным с ним местностям, таким образом, ее стаж работы в указанных районах составляет 10 календарных лет.
В период проживания в Косинском районе Пермской области Л.И. Журавская 22.06.1995 года была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Косинского района по месту жительства. Постановлением Главы Косинского района N ** от 22.01.2008 года Л.И. Журавская исключена из списков очередников на получение жилья, в связи с выездом за пределы Косинского района, т.к. с 1999 года Л.И. Журавская проживает в г. Кудымкаре Пермского края, а с 15.10.2002 года в квартире по адресу: г. Кудымкар, ул. ****, принадлежащей на праве собственности свекру Ж2..
08.09.2008 года Л.И. Журавская обратилась в администрацию г. Кудымкара
Пермского края с заявлением о постановке его на учет в качестве граждан нуждающихся
в улучшении жилищных условий, Постановлением Главы администрации г. Кудымкара
Пермского края N **** от 19.09.2008 года Л.И. Журавская была поставлена на учет
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 49, 55). На указанном
учете истица состояла с составом семьи 3 человека: в т.ч. сама истица, ее дочь Ж1. дата.р. и муж Ж2. дата.р.
09.02.2009 года, 15.07.2010 года, 22.07.2011 года, 25.06.2012 года Л.И. Журавская
обращалась в орган местного самоуправления с заявлениями об участии в подпрограмме,
в соответствии с ФЗ N 125 - ФЗ от 25.10.2002 года (л.д. 58,59,60,81, 82).
На основании решения жилищной комиссии от 23.07.2012 года, Постановлением Главы администрации г. Кудымкара Пермского края 16.08.2012 года Л.И. Журавская исключена из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2012-2015 годы. При этом ни в решении жилищной комиссии, ни в Постановлении Главы администрации города Кудымкара не указаны причины, по которым Л.И. Журавская исключена из состава участников подпрограммы (л.д. 7, 62-64).
Доказательств использования Л.И. Журавской своего права на получение жилищной субсидии в соответствии с ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", наличия жилого помещения, принадлежащего ей или членам ее семьи на праве собственности или условиях социального найма, не представлено.
Согласно представленных выписок из ЕГРП о правах на объекты недвижимости, Л.И. Журавская, Ж1. и Ж2. дата.р. не имеют жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности (л.д. 46,48, 65).
Жилое помещение, в котором о истица с дочерью проживают в настоящий момент, принадлежит свекру истицы Ж2. дата.р., оно было приобретено им и его женой в 2001 году на жилищную субсидию, предоставленную как лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ни Л.И. Журавская, ни члены ее семьи не являлись на тот момент получателями этой субсидии (л.д. 25-29). Истица не является членом семьи собственника, поскольку вместе в данном жилом помещении с ним не проживает.
Также суду первой инстанции не было представлено доказательств предоставления недостоверных сведений или предоставления неполного пакета документов в администрацию г. Кудымкара.
Состав семьи истицей был указан изначально 3 человека, в т.ч. муж Ж2., брак с ним не расторгнут, он зарегистрирован в с. Коса (местность, приравненная к районам Крайнего Севера), суду не представлено доказательств, что он также состоит на учете для получения жилищной субсидии в Косинском районе либо не желает состоять на учете как член семьи Л.И. Журавской в г. Кудымкаре. Факт регистрации в ином населенном пункте не является достаточным доказательством, дающим основание полагать, что Ж2. не является членом семьи своей супруги Л.И. Журавской.
Учетные дела формировались в администрации г. Кудымкара, ежегодно Л.И. Журавской подавались заявления о желании участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", в случае возникновения сомнений в отношении представленных документов или отсутствия какого-либо документа они могли быть запрошены у истца. Таким образом, немотивированное снятие с учета Л.И. Журавской нельзя признать обоснованным, поскольку для снятия с учета оснований не имелось. Кроме того, законодательство не ограничивает граждан временными рамками для реализации имеющегося у них права на получение жилищных субсидий, законом предусмотрено сохранение приобретенного ранее права на получение субсидии в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные истцом требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что истица необоснованно восстановлена в списке граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" с 22.06.1995 года, также судебной коллегий признается несостоятельным.
В соответствии с п. 20 "Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879) очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной ст. 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Ч. 2 п. 22 Положения предусмотрено, что в случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
П. 24. Положения предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения.
Как следует из материалов дела, Л.И. Журавская первоначально обращалась с заявлением о постановке на учет в администрацию Косинского района именно 22.06.1995 года, что не оспаривается стороной ответчика. Кроме того, в соответствии с п. 24 Положения, учет граждан, имеющих право на получение субсидии в целом по субъекту РФ, осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, который составляет единый список таких лиц, но единый список формируется на основании списков, составляемых органами местного самоуправления, которым передаются таковые полномочия.
Истица право на получение жилищной субсидии в соответствии с ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 года N 125-ФЗ, не реализовала и не утратила, снятие с учета в Косинском районе произошло только в связи с выездом в г. Кудымкар, Косинский район и г. Кудымкар расположены в едином субъекте РФ - Пермском крае, а потому считать, что у нее вновь возникло право на получение субсидии, оснований не имеется. Восстановление истицы в составе участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" с 22.06.1995 года не противоречит действующему законодательству.
Довод о нарушении норм процессуального права судебная коллегия считает несостоятельным. Истица действительно первоначально обращалась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, принятого судом к производству в порядке главы 25 ГПК РФ, однако впоследствии ею требования были уточнены, заявлены исковые требования, в т.ч. и взыскании компенсации морального вреда, они рассмотрены судом по правилам искового производства. Гражданско-процессуальный кодекс РФ не предусматривает принятие промежуточных судебных актов при переходе к рассмотрению дела публичного производства в дальнейшем по правилам искового производства.
Таким образом, оснований для отмены состоявшегося решения суда не имеется. Выводы суда основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных в решении по правилам ст. 67 ГПК РФ, юридически значимые обстоятельства судом были определены и установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кудымкарского городского суда от 28.11.2012 года - оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.