Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В., Стрельцова А.С. при секретаре Кирьяновой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 19 ноября 2012 года по иску прокурора Чернушинского района в интересах Майкова А.А. к администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, которым на администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края возложена обязанность предоставить Майкову А.А. на состав из трех человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования, по договору социального найма в черте Чернушинского муниципального района общей площадью не менее 54 квадратных метров за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения прокурора Кузецовой СИ., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чернушинского муниципального района Пермского края, в интересах Майкова А.А. обратился в суд с иском к администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению истцу во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади на семью из трех человек, общей площадью не менее 54 кв.м. за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели, указывая, что Майков А.А., /дата/ рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать, являющаяся одиноким родителем, умерла /дата/, Постановлением главы администрации Ореховогорского сельского совета от 16.05.1994 над несовершеннолетним Майковым А.А. была установлена опека, опекуном назначена Майкова Р.А., истец поставлен на регистрационный учет как нуждающийся в жилом помещении, постановлением Соликамского городского суда Пермского края от 31.07.2012 Майков А.А. освобожден условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, в настоящее время закрепленного жилого помещения или находящегося в собственности жилого помещения у истца не имеется, в сентябре 2011 года Майков А.А. вступил в брак с Салединовой P.P., которая жильем по договору социального найма также не обеспечена, 30 августа 2012 года у них родился сын - Майков Д.А., в настоящее время семья истца проживает в ветхом жилом доме по адресу: **** и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено законное право Майкова А.А. на получение жилья.
Судом постановлено вышеприведённое решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая на применение закона, не подлежащего применению, в части предоставления благоустроенного жилого помещения Майкову А.А. общей площадью не менее 54 кв.м., поскольку суд первой инстанции ссылается на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" не применимого к возникшим правоотношениям. Жилые помещения должны предоставляться на основании решений Уполномоченного органа, определенного Правительством края. Исполнение решения в части предоставления Майкову А.А. жилого помещения из государственного жилищного фонда Пермского края, в связи с не сформированным жилищным фондом Пермского края, не предоставляется возможным. Правительство Пермского края с вынесенным решением не согласно в части предоставления жилого помещения на состав семьи из трех человек с учетом членов семьи Майкова А.А., и считает, что действующее законодательство распространяет свое действие только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей. Члены семьи не являются льготополучателями указанной категории граждан, следовательно, на них не распространяется дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. В случае вступления решения в законную силу, исполнение указанных требований приведёт к нарушению действующего законодательства, нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспечительных жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса РФ), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые, помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании- их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а. также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном, учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к. расходньм обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005).
Согласно ст. 5 названного Федерального закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными, обязательствами субъектов Российской Федерации, Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными ; обязательствами Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419. "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,- а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), ire имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральньш законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец - Майков А.А., как лицо, отнесенное к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, поскольку Майков А.А жилья на праве собственности не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с этим истцу должно быть предоставлено органом местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счёт средств бюджета субъекта федерации выделяемых на эти цели.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности предоставления жилого помещения истцу с учётом членов его семьи - жены Салединовой P.P. и сына Майкова Д.А. отмену решения не влекут.
Положения абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагают, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии с п. 9 ст. 1 и ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255 "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда" жилые помещения детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются во внеочередном порядке. При этом жилые помещения предоставляются с учётом членов семьи. Поскольку истцу не было во внеочередном порядке предоставлено жилое помещение, у суда имелись основания для вывода о предоставлении жилого помещения с учётом членов семьи истца, которому оказываются меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
Иных правовых доводов, указывающих на незаконность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 19 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.