Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А.В.,
судей Казанцевой Е.С., Бургановой Н.А.,
при секретаре Тупицыной П.В.,
рассмотрела в судебном заседании 22 января 2013 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу соответчика Министерства социального развития Пермского края на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 12 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Быстрых Н.М. удовлетворить.
Обязать Министерство социального развития Пермского края выдать Быстрых Н.М. удостоверение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы на имя Б., дающее право на получение мер социальной поддержки членам семьи, потерявших кормильца из числа граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы".
Заслушав доклад судьи Бургановой Н.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения Быстрых Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Быстрых Н.М. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу о возложении обязанности по выдаче удостоверения инвалида вследствие Чернобыльской АЭС на имя Б. дающее право на получение мер социальной поддержки члену семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов чернобыльской катастрофы.
Требования мотивировала тем, что она состояла в браке с Б. В период с 11.10.1986 года по 09.12.1986 года ее супруг принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. 06.10.2010 года решением межведомственной комиссии ему была установлена ** группа инвалидности по общему заболеванию. ** года ее супруг скончался. Решением экспертного совета от 23.11.2011 года Б. установлен диагноз - ***, дано заключение, согласно которого заболевание, приведшее к инвалидности и смерти, связано с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В судебном заседании истец Быстрых Н.М. исковые требования поддержала по аналогичным основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнила, что в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу с просьбой выдать ей удостоверение обращалась устно, в чем ей было отказано также устно.
Представитель ответчика Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу У. против исковых требований не возражал, пояснил, что Быстрых Н.М. обращалась устно к ответчику с требованием о выдаче удостоверения инвалида вследствие Чернобыльской АЭС на имя Б., в чем ей было отказано также устно и рекомендовано обратиться в суд.
Представитель соответчика Министерства социального развития Пермского края Г. в судебное заседание не явилась, в письменном возражении ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, с иском не согласилась. Указала, что согласно пункту 4 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки семьям, потерявшим кормильцам из числа граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофы, предоставляются на основании удостоверения установленного образца и при условии, что они на момент смерти умершего являлись нетрудоспособными и состояли у него на иждивении.
При обращении в уполномоченный орган для оформления удостоверения посмертно, документы, установленные пунктом 5 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационными воздействиями вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденного совместным приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 08.12.2006 года N 728/832/166 н, в том числе заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи заболеваний Б. и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, справку медико-социальной экспертизы, подтверждающую факт установления ему инвалидности Быстрых Н.М. не представила. В связи с чем Быстрых Н.М. было выдано удостоверение на имя Б. участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, дающее право на меры социальной поддержки членам семьи данной льготной категории. Кроме того, при жизни Б. заключением межведомственного экспертного совета причинная связь, вызвавшая инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие на чернобыльской катастрофы не подтверждена. Считает, что оснований для выдачи Быстрых Н.М. удостоверения инвалида вследствие Чернобыльской АЭС на имя Б. не имеется.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и отказе в удовлетворении исковых требований просит в апелляционной жалобе соответчик, при этом приводит доводы аналогичные доводам, изложенным им в возражениях на иск. Указывает на неправильное толкование судом первой инстанции закона, полагает, что постановленное судом решение приведет к нарушению действующего законодательства в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения по правилам ст. 3271 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Приказом МЧС РФ N 728, Минздравсоцразвития РФ ФИО49 832, Минфина РФ N 166н от 08.12.2006 года утвержден "Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы" (зарегистрирован в Минюсте РФ 05.02.2007 г. N 8902).
Согласно пп. "г" п. 2 Порядка, удостоверение выдается, в том числе, членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 указанного Закона.
В силу пункта 3 названного Порядка, оформление и выдача удостоверения производится органами в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган), уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации -инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан, указанных в пункте 2 Порядка (кроме перечисленных в абзаце втором настоящего пункта).
В соответствии с п. 7 указанного Порядка Уполномоченный орган:
осуществляет прием от граждан документов, указанных в пунктах 4 или 5 настоящего Порядка;
снимает и заверяет копии представленных документов (оригиналы документов возвращаются заявителю);
проводит проверку представленных документов;
принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения;
направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заявки на выдачу бланков удостоверений по форме согласно Приложению N 2, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке копии решений о выдаче удостоверений;
несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в заявках на выдачу бланков, представляемых в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Порядка, для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются (в зависимости от категории граждан) следующие документы:
паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);
удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения;
удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы;
справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что членам семьи, указанным в подпункте "г" пункта 2 Порядка, уполномоченным органом выдается удостоверение, которое оформляется на бланке удостоверения согласно Приложению N 1. При этом удостоверение оформляется на имя умершего (погибшего) гражданина, из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона.
Для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы, указанные в пункте 3 Порядка, с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком (при его утрате удостоверение выдается на основании первичных документов, имеющихся в личном деле умершего гражданина);
свидетельство о смерти;
свидетельство о браке;
паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);
документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости).
Пунктами 9 и 14 Порядка предусмотрено, что бланки удостоверения выдаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации представителю уполномоченного органа на основании заявки и доверенности, оформленных в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, Быстрых Н.М. является вдовой Б., умершего ** года (л.д.6,8). Б. являлся участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в период с 11.10.1986 по 09.12.1986 г.г., ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС серии А N ** от 04.12.1991 года (л.д.10). Согласно справке МСЭ-2007 N** Б. 06.10.2010 года был признан инвалидом ** группы вследствие общего заболевания (л.д.9). После смерти Б. его супруга Быстрых Н.М. обратилась в Санкт-Петербургский региональный межведомственный экспертный совет ФГБУ ВЦЭРМ им. A.M. Никифорова МЧС России, решением которого от 23.11.2011 N ** дано заключение: заболевание, приведшее к инвалидности и смерти, связано с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, постановлен диагноз (причина смерти) I-рак верхней доли правого легкого (л.д.5).
Судом первой инстанции также установлено, что Быстрых Н.М. обращалась в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу в устном порядке с просьбой выдать удостоверение инвалида вследствие ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя Б., в чем ей также в устном порядке было отказано (л.д.36-37).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Быстрых Н.М. к Министерству социального развития Пермского края о признании права на получение удостоверения члена семьи, умершего инвалида, вследствие заболевания, возникшего в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и возложении обязанности на Министерство социального развития Пермского края выдать Быстрых Н.М. удостоверение инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя Б.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, которым судом дана надлежащая оценка. При этом суд правомерно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела было объективно установлено, что Б. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 04.12.1991 года ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году и 06.10.2010 года была установлена ** группа инвалидности вследствие общего заболевания. Однако позднее решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета ФГБУ ВЦЭРМ им. A.M. Никифорова МЧС России от 23.11.2011 N ** установлена причинно-следственная связь между имевшемся у Б. общим заболеванием - рак верхней доли правого легкого, повлекшего инвалидность, а впоследствии смерть и воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Следовательно, при рассмотрении судом заявленных требований, была подтверждена причинно-следственная связь заболевания, повлекшего инвалидность, а впоследствии смерть, с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Специальное удостоверение Б. не было получено в связи с поздним установлением данного обстоятельства, т.е. после смерти Б.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции не представление Б. в уполномоченный орган полного пакета документов для получения удостоверения инвалида вследствие чернобыльской катастрофы не может служить основанием к лишению членов его семьи мер социальной поддержки, предусмотренных для них пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Тем более, что право на получение удостоверения предусмотрено не только для самого участника ликвидации аварии, но и в силу пп. "г" пункта 2 Порядка и для членов его семьи, при предъявлении ими в соответствующий уполномоченный орган документов перечисленных в пунктах 4 и 5 указанного Порядка, в том числе и заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. Указанные перечни документов для выдачи удостоверения являются исчерпывающими. Каких-либо препятствий для выдачи удостоверения судебная коллегия не усматривает, поскольку затребованное соответчиком заключение, подтверждающее причинно следственную связь заболевания Б., повлекшего его инвалидность, а впоследствии смерть, с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС у истца имеется.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 года N 1085-О-П, на которое ссылается соответчик в жалобе, указывая при этом, что поскольку при жизни Б. заключением межведомственного экспертного совета причинная связь, вызвавшая инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы не подтверждена, соответственно основания выдачи удостоверения его жене - Быстрых Н.М., отсутствуют, полностью опровергает довод жалобы соответчика.
В определении Конституционным Судом Российской Федерации указано, что выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения. Соответственно, членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в том случае, когда кормилец при жизни не успел его оформить, при отсутствии иных установленных законом препятствий.
В противном случае процедура оформления удостоверения в порядке, предусмотренном подзаконным нормативным правовым актом, блокировала бы признание права членов семьи на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в случаях, когда его специальный правовой статус не получил окончательного формального подтверждения по не зависящей от него причине, однако была установлена причинная связь приведшего к инвалидности заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что вступало бы в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются верными, надлежащим образом мотивированы в решении, не противоречат материалам дела и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к их переоценке без достаточных к тому оснований, не могут служить основанием к отмене или изменению решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями материального и процессуального закона.
Доводы апелляционной жалобы в целом были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, данные доводы не являются основаниями к отмене решения суда, так как направлены на иную оценку представленных доказательств и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 12 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу соответчика Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.