Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А.В.,
судей Бургановой Н.А., Казанцевой Е.С.,
при секретаре Тупицыной П.В.,
рассмотрела в судебном заседании 29 января 2013 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 23 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Признать Елизарова А.С., обладающего статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в предоставлении жилья.
Обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края предоставить вне очереди Елизарову А.С. жилое помещение по договору социального найма на территории Верещагинского городского поселения Верещагинского района Пермского края благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения - 33 кв.м., за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели".
Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т., действующий в интересах Елизарова А.Е. обратился в суд с иском к администрации Верещагинского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанности за счет средств бюджета края выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить истцу во внеочередном порядке по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории города Верещагино общей площадью не менее 33 кв. м.
Требования мотивировал тем, что Елизаров А.Е., дата рождения, обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав. В 2007 году окончил МОУ "****" г. ****, жилого помещения в собственности, также занимаемого им по договору социального найма не имеет.
Истец и его представитель в судебном заседании на исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Верещагинского муниципального района с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что предоставление жилья детям-сиротам осуществляется по их место рождению, Елизаров А.Е. родился в **** районе Пермского края. Согласно решению Верещагинской Думы, площадь жилого помещения предоставляется на одно лицо не менее 12 кв.м. С 01 января 2013 года вступает в силу Закон, согласно которому субъектам Российской Федерации переданы полномочия о предоставлении детям-сиротам специализированного жилья.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, в возражениях на иск ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать. В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот относится к расходным обязательствам субъектов. Согласно п. 4 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъектов РФ -исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.
Законом Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что данные лица, обеспечиваются вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года N 170, которым утверждены "Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, также Положением, утвержденным постановлением Правительства от 10.08.2006 года N 16-п. Согласно указанному Положению субвенции из средств бюджета края передаются органам местного самоуправления из регионального фонда компенсаций для выплаты детям-сиротам на приобретение жилья или предоставление жилья на условиях договора социального найма.
В силу пункта 5 Положения объем субвенций определяется согласно Методике расчета объема субвенций (приложение к Закону Пермского края от 27 апреля 2012 года N 31-ПК), согласно которому норма 33 кв.м. установлена для расчета размера субвенций и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Предоставление истцу жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу ст. 71 СК, ч. 1 ст. 1142 ГК РФ полагает необходимым запросить данные родителей Елизарова А.Е. об отсутствии жилых помещений на праве собственности или пользования.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам относится к полномочиям органов местного самоуправления, Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в части предоставления истцу жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая на необоснованное применение судом к данным правоотношениям положений Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", ссылаясь на аналогичные доводы, приведенные заявителем в суде первой инстанции в возражении на иск.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения по правилам ст. 3271 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзац 4 статьи 1 указанного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что дополнительные гарантии прав указанных лиц, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с пунктами 2, 3, 15 и 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года N 170, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Судом установлено, что Елизаров А.Е., дата рождения, родился в ****, обладает статусом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители: отец - Е1., решением Фурмановского городского суда Ивановской области от дата, и мать - Е2., решением Гайнского районного суда Коми-Пермяцкого автономного округа от дата, лишены родительских прав (л.д. 7, 10-13). дата Елизаров А.Е. был зарегистрирован на территории **** сельского поселения Гайнского муниципального района в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
13 февраля 2006 года постановлением Главы администрации города Кудымкара КПАО над Елизаровым А.Е. установлено попечительство и истец поставлен в льготную очередь на получение жилья (л.д. 14). 07 сентября 2009 года постановлением администрации Верещагинского муниципального района попечитель освобожден от обязанностей, в связи с достижением истцом совершеннолетия (л.д. 15).
Начальником Управления администрации Верещагинского муниципального района 24 апреля 2012 года истцу отказано в постановке на учет в Верещагинском муниципальном районе, в льготную очередь на получение жилого помещения как лицу из числа детей оставшихся без попечения родителей по тем основаниям, что он состоит на учете в Гайнском муниципальном районе (л.д.40).
Елизаров А.Е. обжаловал данный отказ в Верещагинский районный суд Пермского края, решением которого от 04.07.2012 г. в удовлетворении требований о признании незаконным отказа начальника управления и о включении истца в список детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 04.09.2012 года решение суда оставлено без изменения (л.д.49-60).
Решением Гайнского районного суда Пермскою края от 15.08.2012 г. Елизаров А.Е. исключен из списка лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении (л.д.1-18, 67-69). Постановлением главы **** сельского поселения Пермского края от 10.09.2012 г. Елизаров А.Е. снят с регистрационного учета как нуждающийся в улучшении жилищных условий (л.д.19, 72). 14.09.2012 года постановлением администрации Гайнского муниципального района Пермского края Елизаров исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий как относящегося к категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа (л.д.20, 73). Елизаров А.Е. собственного жилья не имеет (л.д.77), зарегистрирован и проживает по адресу: Пермский край, г. Верещагнино, ул. **** (л.д.9).
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности применения Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК, отсутствия оснований для предоставления истцу жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м., судебная коллегия признает несостоятельными.
Разрешая заявленные требования, суд, правильно, применил указанные нормы материального права, обоснованно установил, что истец обладает статусом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, а потому обладает правом на его внеочередное получение. При этом суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что исковые требования о возложении обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма на территории Верещагинского городского поселения Верещагинского муниципального района Пермского края общей площадью не менее 33 кв.м., являются законными и подлежащими удовлетворению.
Обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта Российской Федерации, урегулировал вопросы предоставления жилых помещений во внеочередном порядке, в том числе Законом Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК, который подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) в соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 255-ПК составляет для одиноких граждан 33 кв.м.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не влекут отмену состоявшегося решения суда, поскольку направлены на иное толкование приведенных правовых норм, соответственно на иную оценку возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения.
Иных правовых доводов, влияющих на законность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 23 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.