Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Николаевой Н.М.
судей Сафоновой Л.А. и Захарова С.В.
при секретаре Зверевой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 28 мая 2012 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить ФИО1 жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Николаевой Н.М., заключение прокурора Тихоновой Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Автозаводского района г.о. Тольятти в интересах ФИО1. обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Автозаводского района, установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей. Родители ФИО1- ФИО2 (мать), ФИО3 (отец) лишены родительских прав.
Закрепленного жилья ФИО1 не имеет.
Распоряжением мэра г.о. Тольятти N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Ссылаясь на эти обстоятельства, прокурор и обратился в суд с данными требованиями.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель мэрии г.о. Тольятти просит решение суда отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы представителя мэрии г.о. Тольятти, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишение свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона N159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о рождении серии N N (л.д.25).
Судом установлено, что ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО2 решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении дочери ФИО1 Отец ФИО3 решением Чердаклинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ также лишен родительских прав (л.д. 26-27, 29).
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.28).
Согласно распоряжения Администрации Автозаводского района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N "О разрешении на образование приемной семьи", ФИО1 передана на воспитание в приемную семью супругов ФИО4 (л.д. 10)
Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в "данные изъяты", что подтверждается справкой N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной директором МБУ СОШ N. (л.д. 30)
В настоящее время ФИО1 обучается в "данные изъяты"", что подтверждается справкой N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
Согласно выписке по квартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время ФИО1 зарегистрирована и проживает в квартире, принадлежащей приемной семье по адресу: "адрес", которая состоит из 4 комнат в четырехкомнатной квартире, жилой площадью 46,5 кв.м., общей площадью 72,2 кв.м. (л.д.12).
Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ и сообщением МП "Инвентаризатор" от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО1 не имеет в собственности жилых помещений (л.д. 14, 17).
Судом установлено, что закрепленного жилья ФИО1 не имеет, в связи с чем, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи один человек.
До настоящего времени ФИО1 жилым помещением не обеспечена, что подтверждается материалами дела.
Право ФИО1 на внеочередное предоставление жилья мэрией городского округа Тольятти не оспаривается.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что ФИО1 обоснованно признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма и должна быть обеспечена жильем во внеочередном порядке в силу ст. 57 ЖК РФ.
Ссылка ответчика на нормы Закона Самарской области "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан", а также на нормы Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", обоснованно не принята судом во внимание.
Данные законы определяют порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.
Статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Положения указанной нормы закона разъяснены и в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации за 4 квартал 2008 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.03.2009г.
Обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
Обязанность по предоставлению жилья законом возложена и на органы местного самоуправления. Мэрия городского округа Тольятти осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.
В связи с чем, доводы мэрии городского округа Тольятти о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, являются необоснованными.
В соответствии с Законом Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 11.07.2006г. N87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется не только путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, но и путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для лиц данной категории.
При таких обстоятельствах суд правильно удовлетворил исковые требования прокурора о возложении обязанности на мэрию городского округа Тольятти по предоставлению ФИО1 вне очереди жилого помещения на состав семьи один человек по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы представителя мэрии городского округа Тольятти о том, что право на предоставление жилого помещения у ФИО1 возникает только после окончания её пребывания в образовательном учреждении, не заслуживают внимания, поскольку в данном случае правового значения не имеют.
Все приведенные в апелляционной жалобе основания были предметом судебного разбирательства и всем им судом первой инстанции дана правильная правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 28 мая 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.