Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Елистратовой Е.В.
Судей Желтышевой А.И., Бочкова Л.Б.
При секретаре Сарайкиной Е.Д.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Шутова А.А., Шутовой Ю.А. - Булатова Р.Х. на решение Волжского районного суда Самарской области от 12.11.2012 г., которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Шутова А.А., действующего в интересах несовершеннолетнего Шутова М.А.. Шутовой Ю.А., действующей в интересах несовершеннолетней Шутовой Л.К. к Шутовой Н.А. о включении в состав семьи отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения представителя Шутова А.А., Шутовой Ю.А. - Булатова Р.Х, представителя Шутовой Н.А. - Таршиловой Л.В. в поддержание жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шутов А.А., действующий в интересах несовершеннолетнего Шутова М.А.. Шутова Ю.А., действующая в интересах несовершеннолетней Шутовой Л.К. обратились в суд с исковым заявлением к Шутовой Н.А. о включении в состав семьи.
В иске указали, что Шутова Н.А. является бывшей военнослужащей Министерства обороны РФ, уволена из Вооруженных Сил РФ 14.07.2008г.
В силу норм Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. г. N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" Шутова Н.А. имеет намерение стать участником названной подпрограммы и встать в очередь на получение жилого помещения (государственного жилищного сертификата) при войсковой части 11386.
Истцы являются членами семьи Шутовой Н.А. Шутов А.А. приходится Шутовой Н.А. сыном, а Шутова Ю.А. - дочерью.
Шутов М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является несовершеннолетним ребенком Шутова А.А. и ФИО2 Шутов Максим проживает со своими родителями совместно с ответчиком. Шутова Лилия, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является несовершеннолетним ребенком Шутовой Ю.А. Несовершеннолетняя Шутова Л.К. проживает со своей матерью совместно с ответчиком.
Согласно п.5 ст.2 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся, в том числе лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Истцы просили суд включить Шутова М.А. и Шутову Л.К. в состав семьи Шутовой Н.А., для включения их в личное дело Шутовой Н.А. для получения жилого помещения в соответствии с ФЗ от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также для получения льгот, предоставленных законодательством РФ.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Шутова А.А. действующего в интересах Шутова М.А. и Шутовой Ю.А., действующей в интересах Шутовой Л.К. - Булатов Р.Х. просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным, ссылаясь на то, что суд необоснованно применил положения Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также ст. 80 и ст. 87 СК РФ.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что на основании договора социального найма жилою помещения от ДД.ММ.ГГГГ и решения ДД.ММ.ГГГГ Шутовой Н.А. на семью, состоящую из двух человек (дочь Шутова Ю.А., сын Шутов А.А.), предоставлена служебная квартира жилой площадью 31,09 кв.м., расположенная по адресу: "адрес". Ответчик с момента предоставления жилой площади по настоящее время проживает в данной квартире, ведет общее хозяйство с детьми.
Также с Шутовой Н.А. с момента рождения проживают её внук Шутов М.А., 2007 года рождения и внучка Шутова Л.К. 2010 года рождения.
Согласно справке, выданной Администрацией городского поселения Рощинский муниципального района "адрес" указанные лица зарегистрированы в квартире вместе с истцом.
Судом установлено, что Шутова Н.А. обращалась к начальнику Отдела военного комиссариата "адрес" с заявлением о включении указанных лиц в её личное дело, однако ей было отказано и разъяснено, что указанные лица могут быть включены в личное дело только на основании решения суда (л.д.9).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. N 9 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного Кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Суд правильно указал, что данные нормы применимы к правоотношениям сторон по аналогии.
В соответствии с разъяснением п. 11 Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ" при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении (находится на полном содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию).
Также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Согласно пп.2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных, образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потере кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;
3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лег (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
(п.3) Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии со ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Согласно ст. 87 СК РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Судом установлено, что несовершеннолетний Шутов М.А. имеет обоих родителей - ФИО1 и ФИО2, которые и должны его содержать.
ФИО2 (мать несовершеннолетнего ФИО3) работает, то есть получает постоянный доход.
Несовершеннолетняя Шутова Л.K. имеет мать - Шутову Ю.А., которая должна её содержать.
В настоящее время Шутова Ю.А. получает пособие как одинокая мать.
На основании изложенного, суд обоснованно отказал истцам в удовлетворении их требований о включении в состав семьи Шутовой Н.А. - ФИО4 и Шутову Л.К., для включения их в личное дело Шутовой Н.А.
Кроме того, в соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Вместе с тем, истцами не указано, каким образом ответчик нарушает их права, свободы или законные интересы, так и не представлено доказательств подтверждающих нарушение их прав.
Доводы истцов о том, что они получают маленькую заработную плату либо не могут трудоустроиться, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку они не имеют правового значения для разрешения настоящего спора. Сведений об их нетрудоспособности суду не представлено.
Кроме того, как правильно указано судом, ответчик (заинтересованное лицо) Шутова Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в силу достижения возраста сама является нетрудоспособной и её совершеннолетние дети (истцы) по закону обязаны её содержать.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда, у судебной коллегии не имеется, так как они основаны на материалах и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании, а также нормах действующего законодательства.
Между тем, судебная коллегия полагает необходимым исключить из мотивировочной части решения суда суждение об установления юридического факта и о применении норм, касающихся данного вопроса, поскольку в данном случае указанные отношения и нормы права применению не подлежат по тем основаниям, что юридический факт в указанном случае не устанавливается и истцы не заявляют требования о его установлении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно применил положения Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также ст. 80 и ст. 87 СК РФ, не заслуживают внимания, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по мотивам изложенным выше.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского районного суда Самарской области от 12.11.2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Шутова А.А. действующего в интересах Шутова М.А. и Шутовой Ю.А., действующей в интересах Шутовой Л.К. - Булатова Р.Х. - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения суда указание об установлении юридического факта.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.