судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шуковой Н.М.,
судей Назейкиной Н.А., Маркина А.В.,
при секретаре Зверевой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ГУФСИН России по Самарской области на решение Самарского районного суда г.о. Самара от "01" ноября 2012 года, которым постановлено:
"Признать решение заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ ФСИН России по Самарской области от 30 июля 2012 года об отказе Хабирову И.И. быть включенным в Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на "данные изъяты" год по ГУФСИН России по Самарской области.
Обязать ГУФСИН России по Самарской области включить Хабирова И.И. в Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, на "данные изъяты" год".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Назейкиной Н.А., доводы представителя ГУФСИН России по Самарской области - Абисовой Е.Д. (по доверенности "данные изъяты") в поддержание апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу Хабирова И.И. и его представителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабиров И.И. обратился в Самарский районный суд г.Самара с иском к ГУФСИН России по Самарской области об оспаривании решения заседания жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Самарской области.
В обоснование заявленных требований Хабиров И.И. указал, что 17.03.1994 года по результатам расширенного заседания руководства и профсоюзного комитета учреждения "данные изъяты" он был включен в список очередности на получение благоустроенного жилья в связи с переводом по производственной необходимости под N5. 20.09.1994 года заседанием руководства и профсоюзного комитета учреждения "данные изъяты" ему была выделена двухкомнатная квартира площадью 30,8 кв.м "адрес", в качестве временного улучшения жилищных условий без снятия со списков очередности. С 1999 года Хабиров И.И. состоит в очереди на улучшение жилья под N1.
30.07.2012 года на заседании жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Самарской области для рассмотрения вопроса об утверждении Сводного списка граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2010-2015 годы" Хабирову И.И. было отказано во включении его в сводный список на "данные изъяты" год по причине не подготовленности дела пенсионера Хабирова И.И. со стороны сотрудников "данные изъяты" ГУФСИН России по Самарской области.
Ссылаясь на нарушение принятым решением жилищных прав, Хабиров И.И. просил суд отменить решение заседания жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Самарской области от 30.07.2012 года в части отказа ему во включении в сводный список граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2010-2015 годы" на "данные изъяты" год, обязав ГУФСИН России по Самарской области включить его в сводный список граждан участников подпрограммы на "данные изъяты" год.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУФСИН России по Самарской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения и отмены решения суда.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законом Российской Федерации от 21.07.1993 года N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 года N122-ФЗ) был предусмотрен специальный порядок обеспечения жилыми помещениями работников уголовно-исполнительной системы. В силу статьи 35 приведенного Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти. Кроме того, предусматривалось, что уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N122-ФЗ, которым с 1 января 2005 года статья 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" признана утратившей силу, и определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).
Федеральным законом от 29.12.2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ, введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации N153 от 21.03.2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Из материалов дела следует, что Хабиров И.И. был включен в списки очередности на получение благоустроенного жилья под N5 в связи с переводом по производственной необходимости, в очередности на получение жилья состоит с 1985 года. Указанные обстоятельства подтверждаются копией протокола расширенного заседания руководства и профсоюзного комитета учреждения "данные изъяты" от 17.03.1994 года.
Согласно копии протокола расширенного заседания руководства и профсоюзного комитета учреждения "данные изъяты" от 20.09.1994 года Хабирову И.И. на состав семьи из четырех человек выделена 2-х комнатная квартира "адрес", как временное улучшение жилья без снятия с очередности на получение жилья.
Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУФСИН России по Самарской области от 30.07.2012 года N5, Хабирову И.И. отказано во включении в Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" на "данные изъяты" год по ГУФСИН России по Самарской области. Основанием для принятия указанного решения послужило то, что в жилищном деле Хабирова И.И. отсутствуют документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий при постановке на учет в 1994 году.
В соответствии с Приказом ФСИН России от 16.05.2012 года "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам-участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы в уголовно-исполнительной системе, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются: несоответствие гражданина требованиям, указанным в правилах; непредставление или неполное предоставление документов, указанных в п.4 и 5 Инструкции; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии за счет средств федерального бюджета.
Удовлетворяя требования Хабирова И.И., суд первой инстанции правильно исходил из того, что ни указанная инструкция, ни федеральная целевая программа "Жилище" не предусматривают в качестве основания для отказа во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" отсутствие документов, подтверждающих нуждаемость.
При указанных обстоятельствах у Хабирова И.И. возникло право на включение в Список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", поскольку он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в 1994 году и включен в список. Кроме того, от лиц, ответственных за учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не поступало замечаний по поводу отсутствия в жилищном деле Хабирова И.И. рапорта о приеме его на учет и документов, подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий. Напротив, его жилищные условия изменялись, Хабирову И.И. предоставлялось жилое помещение в порядке временного улучшения жилья без снятия с очередности на получение жилья.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не было представлено доказательств того, что Хабиров И.И. незаконно был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст.67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст.330 ГПК РФ, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г.Самара от "01" ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУФСИН России по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.