Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А., Поляниной О.А.,
при секретаре Морозовой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Левина ФИО11, Левиной ФИО12, Щавинской ФИО13 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Саратовской области об оспаривании решения комиссии, признании права на получение единовременного пособия на обустройство, выплате пособия, по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 14 ноября 2012 года, которым признано незаконным решение комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области (протокол от 30.08.2012 года N 76) об отказе Левину ФИО14 в выплате единовременного пособия на обустройство.
Признано за Левиным ФИО15 и членами его семьи Левиной ФИО16, Щавинский ФИО17 право на получение единовременного пособия на обустройство.
Управление Федеральной миграционной службы России по Саратовской области обязано произвести выдачу Левину ФИО18 и членам его семьи Левиной ФИО19, Щавинской ФИО20 единовременного пособия на обустройство в размере 70000 рублей участнику Госпрограммы.
Взыскано с Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области в пользу Левина Дмитрия ФИО21 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.".
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области Красновой А.А., поддержавшей жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Левин Д.А., Левина Н.А. и Щавинская В.Е. обратились в суд с требованиями к Управлению Федеральной миграционной службы по Саратовской области (далее УФМС России по Саратовской области) о признании незаконным решения комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей (протокол N от "дата" года) об отказе в выплате единовременного пособия на обустройство, признании права на получение единовременного пособия на обустройство и выплате единовременного пособия на обустройство в размере 70000 рублей. В обоснование требований истцы указали, что Левин Д.А. УФМС России по Саратовской области был постановлен на учёт в качестве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, о чем имеется выданное ему свидетельство серии СС N 00011372. В свидетельстве помимо Левина Д.А. указаны члены его семьи: мама - Левина Н.А. и бабушка - Щавинская В.Е. Однако согласно протоколу N от "дата" года Левину Д.А. отказано в выплате единовременного пособия на обустройство на него и на членов его семьи, поскольку семья не находится в процессе переселения. Истцы полагают отказ незаконным, в связи с чем обратились в суд с соответствующим иском.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Управление Федеральной миграционной службы по Саратовской области не согласилось с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование поданной жалобы ответчик указал, что единовременное пособие на обустройство выплачивается лицам, находящимся в процессе переселения на постоянное место жительства в Российской Федерации, то есть пересекающих границу России. Истцы не могут претендовать на соответствующие выплаты, поскольку уже постоянно проживают на территории Российской Федерации.
На заседание судебной коллегии Левин Д.А., Левина Н.А., Щавинская В.Е. не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не находит, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ).
Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ).
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).
Из раздела II Государственной программы следует, что целями Государственной программы является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Согласно разделу IV Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации.
Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.
Членом семьи участника Государственной программы является лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся: супруга (супруг); дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством); дети супруги (супруга) участника Государственной программы; родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга); дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки.
Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;
на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъемных");
на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
на получение компенсационного пакета участника Государственной программы (далее - компенсационный пакет), включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.
Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения.
Материалами дела установлено, что Левин Д.А., является гражданином Узбекистана и имеет разрешение на временное проживание в Российской Федерации, зарегистрирован по месту жительства в городе Саратове. Левина Н.А. и Щавинская В.Е. являются членами семьи Левина Д.А.
17.02.2012 года УФМС России по Саратовской области было выдано Левину Д.А. свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом серии СС N 00011372.
Левин Д.А. обратился в УФМС России по Саратовской области с заявлением о выплате ему единовременного пособия на обустройство, однако решением УФМС России по Саратовской области оформленным протоколом заседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей N от "дата" года Левину Д.А. в выплате единовременного пособия на обустройство было отказано.
Основанием к отказу явилось то, что Левин Д.А. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года N 60 "О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и в план мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637" относится к соотечественникам, постоянно или временно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации, тогда как согласно указанной Государственной программе правом на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъемных") обладает участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ УФМС является незаконным, основанным на неправильном толковании норм действующего законодательства по следующим основаниям.
Согласно абзацам 9 и 10 раздела V Государственной программы (в редакции Указа Президента РФ от 12.01.201 N 60) функции по учету желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведению иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами или представителями ФМС России за рубежом, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, временными группами, создаваемыми из числа специалистов ФМС России, МИДа России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
В отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, функции по учету, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы, оформлению свидетельства участника Государственной программы и проведению иных мероприятий осуществляются территориальными органами ФМС России в субъектах Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения.
Порядок назначения и выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определен Правилами выплаты единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 7.
Организация работы по выплатам участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей единовременного пособия на обустройство и ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности регламентирована Инструкцией, утвержденной Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 04 июля 2007 года N145.
Согласно пункту 4 названной Инструкции для получения единовременного пособия на обустройство участник Государственной программы предоставляет в территориальный орган ФМС России, где он в установленном порядке зарегистрирован по месту жительства либо поставлен на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации, заявление о выплате единовременного пособия на обустройство по установленной форме согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции.
Таким образом, из смысла приведенных положений действующего законодательства, в том числе абзаца 3 раздела IV Государственной программы, следует, что право на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъемных") имеет участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то есть соотечественник и члены его семьи которые решили добровольно на основе осознанного выбора определить свое место проживания и работы на территории Российской Федерации. При этом Государственная программа не предусматривает деления участников Государственной программы на группы в зависимости от того, находятся такие участники в процессе переселения или нет.
Поэтому несостоятельным является довод апелляционной жалобы о том, что выплата указанной компенсации зависит от того, находится ли соотечественник в процессе переселения или уже пребывает на законном основании на территории Российской Федерации.
Наличие в Государственной программе раздела VI "Организация переезда участников Государственной программы в Российскую Федерацию" свидетельствует о возможности компенсации расходов на переезд и провоз личного имущества от места проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации дополнительно к компенсациям и пособиям, предусмотренным разделом IV Государственной программы.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно применённым судом законом и с учётом представленных сторонами доказательств, которым суд дал надлежащую оценку.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 14 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.