Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А., Поляниной О.А.,
при секретаре Морозовой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившегося в непринятии мер по организации содержания автомобильных дорог и понуждении комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" к проведению ремонта дорожного полотна по улице Новоузенской около дома N 100 в городе Саратове, по апелляционной жалобе комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 27 сентября 2012 года, которым с учетом определения об исправлении описки от 29 ноября 2012 года признано незаконным бездействие комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непринятии мер по организации содержания автомобильной дороги по улице Новоузенской около дома N 100 в городе Саратове и возложена на комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" обязанность по проведению ремонта дорожного полотна по указанному адресу.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Октябрьского района города Саратова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации содержания автомобильных дорог, понуждении к проведению ремонта дорожного полотна по улице Новоузенской около дома N 100 в городе Саратове в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а именно устранению разрушения асфальтобетонного покрытия длиной 0,3 м, шириной 0,2 м глубиной 0,7 м.
Требования прокурором мотивированы тем, что проведенной проверкой выявлено не соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" дорожного полотна по улице Новоузенской около дома N 100 в городе Саратове. На дороге имеется разрушение асфальтобетонного покрытия длиной 0,3 м, шириной 0,2 м, глубиной 0,7 м, которое превышает предельно допустимые значения. Поскольку указанная дорога находится в оперативном управлении комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", обязанность по благоустройству дорог общего пользования лежит на органах местного самоуправления.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" выражает свое несогласие с состоявшимся решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленного требования отказать. Автор жалобы указывает, что с целью благоустройства дорог города Саратова им был заключен муниципальный контракт с МУП "Городские дороги плюс" по содержанию дорожно-уличной сети. Ненадлежащее состояние дороги по улице Новоузенской около дома N 100 в городе Саратове является следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей по договору МУП "Городские дороги плюс", в связи с чем именно МУП "Городские дороги плюс" является надлежащим ответчиком по данному делу.
На заседание судебной коллегии участвующие в деле лица в лице представителей: комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", МУП "Городские дороги плюс", комитет по управлению имуществом города Саратова не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 96-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абзацам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава МО "Город Саратов" принятого решением Саратовской городской Думы 18 декабря 2005 года N 67649 к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" от 08 ноября 2007 года к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 3 ст. 5 указанного закона, к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В силу закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В порядке п. 11 ст. 5 данного закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221 утвержден Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", которым установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. С 01 января 1995 года они распространяются на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Сроки устранения выбоин и трещин составляют от 5 до 10 суток.
Судом установлено, что дорожное покрытие проезжей части автомобильной дороги на улице Новоузенской около дома N 100 в городе Саратове не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93, в указанном месте имеются повреждения, затрудняющие движение транспортных средств. Разрушения асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги в указанном месте имеют длину 0,3 м, ширину - 0,2 м, глубину - 0,7 м.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений содержания автомобильных дорог местного значения и правомерно возложил на данного ответчика обязанность устранить указанные нарушения.
Довод комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" о том, что надлежащим ответчиком по делу является МУП "Городские дороги плюс" является необоснованным.
Решением Саратовской городской Думы N 27-281 от 29 апреля 2008 года утверждено Положение о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", в соответствии с п. 1.1. которого комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" осуществляет в установленной сфере деятельности организацию и координацию деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования "Город Саратов".
Основными задачами комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", связанными с решением вопросов местного значения являются: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение безопасности дорожного движения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с возложенными на него задачами обладает полномочиями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (п.3.2.1, п. 3.2.2).
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с возложенными на него задачами в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обладает полномочиями осуществлять обследование состояния автомобильных дорог местного значения, осуществлять муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, разрабатывать нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п. 3.1.2; 3.1.5; 3.1.6).
В современных условиях задача ремонта и содержания автодорог приобретает приоритетное значение. Выполнение комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог является одним из важнейших условий обеспечения их сохранности, повышения безопасности движения и экологической безопасности объектов, долговечности и надежности автомобильных дорог и сооружений на них, эффективности обслуживания пользователей и оптимизации расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства.
Ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организации и обеспечения безопасности движения.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что представленные прокурором доказательства свидетельствуют о необходимости ремонта участка автомобильной дороги указанной в иске.
Поскольку обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, суд первой инстанции учитывая, что комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" в силу вышеприведенных норм материального права осуществляет полномочия распорядителя выделенных ему бюджетных средств города на цели обеспечения дорожной деятельности, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных предприятий, выступает заказчиком при заключении государственных контрактов с подрядчиком, обоснованно и правомерно возложил на него обязанность по выполнению указанных в заявлении прокурора требований, признав их законными.
Согласно муниципальному контракту от 02 апреля 2012 года на комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность проверять ход и качество выполняемых подрядчиком (МУП "Городские дороги плюс") работ в любое время, а последний обязан устранять за свой счёт выявленные при приёмке работ дефекты и брак (п. 2.4.5 и п. 2.6 указанного контракта).
Выводы суда мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 27 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.