Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Аршиновой Е.В., Песковой Ж.А.,
при секретаре Морозовой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Путиенко Ирины Алексеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области (далее - УПФР в Дергачевском районе Саратовской области) на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 18 октября 2012 года, которым исковые требования Путиенко Ирины Алексеевны удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., объяснения Путиенко И.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Путиенко И.А. обратилась в суд с иском к УПФР в Дергачевском районе Саратовской и просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с момента подачи заявления.
В обоснование исковых требований ссылается на то, что с 01 августа 1990 года работает в должности медицинской сестры палатной палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения для больных с инфарктом миокарда в Клиническом городке при Саратовском медицинском институте. Полагает, что указанная должность дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с применением льготного коэффициента 1,6. При этом в период с 25 мая 1995 года по 31 января 1996 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком, который не подлежит включению в льготный стаж. Решением пенсионного органа ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Данный отказ считает незаконным.
Рассмотрев возникший спор, Ершовский районный суд Саратовской области постановил вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, УПФР в Дергачевском районе Саратовской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Ершовского районного суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что судом нарушены нормы материального права. Доводы жалобы мотивирует тем, что Путиенко И.А. принята на должность медсестры палаты реанимации кардиологического отделения Клинического городка Саратовского мединститута. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии Путиенко И.А. не имела необходимого стажа, требуемого в соответствии Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Поскольку должность и структурное подразделение не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Перечнем структурных подразделениях учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, то ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. При этом с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, в случае когда по желанию гражданина возможно применение списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденных Постановлением Кабинета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 палаты реанимации кардиологического отделения Клинического городка Саратовского мединститута не относятся к числу палат хирургического профиля. Ряд доказательств, представленных Путиенко И.А. в материалы дела в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости не представлялись, предметом оценки при реализации пенсионных прав последней ею не являлись.
От Путиенко И.А. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости имелись основания для включения спорных периодов в льготный стаж работы.
Путиенко И.А. в судебном заседании полагает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель ответчика УПФР в Дергачевском районе Саратовской области, извещенный надлежащим образом, не явился, о причинах неявки не уведомил, не просил об отложении разбирательства дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом. Закрепляя правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.
Пунктом 20 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В подпункте 20 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющие порядок назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью периодов работы после 11 ноября 2002 года.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указано на возможность производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до 01 января 2002 года.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17 октября 2003 года N 70 утверждено Разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года N 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Ранее действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
В силу абзаца 2 пункта 2 названного Постановления исчисление сроков выслуги проводилось среднему медицинскому персоналу отделений (групп) отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии из расчета - один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Согласно пункту 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 в выслугу лет, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в должности врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 6 указанных Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, а также в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела, Путиенко И.А. с 01 августа 1990 года по настоящее время работает медицинской сестрой палатной палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения для больных инфарктом миокарда клиники на 120 коек Клинического городка Саратовского медицинского института.
Решением УПФР в Дергачевском районе Саратовской области N 40 от 26 июня 2012 года Путиенко И.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по
нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно справке Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Клиническая больница им. С.Р. Миротворцева СГМУ) N790/к от 22 июня 2012 года, уточняющей льготный характер работы следует, что Путиенко И.А. в период с 01 августа 1990 года по настоящее время работает в должности медсестры палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения для больных инфарктом миокарда клиники на 120 коек.
Из указанной справки следует, что "Клинический городок Саратовского медицинского института" переименован в "Клиническую больницу N 3 Саратовского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации" на основании Устава Федерального государственного образовательного учреждения Саратовского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 февраля 1994 года и Приказа N 110-А от 04 мая 1994 года по "Клинической больнице N 3 Саратовского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения". "Клиническая больница N 3 Саратовского государственного медицинского университета" переименована в "Клиническую больницу имени С.Р. Миротворцева Саратовского государственного медицинского университета" на основании Положения о Клинической больнице имени С.Р. Миротворцева Саратовского государственного медицинского университета, принятого Ученым Советом ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава 26 мая 2009 года, утвержденного приказом ректора N 440-0 от 08 июня 2009 года и приказом по Клинической больнице имени С.Р. Миротворцева Саратовского государственного медицинского университета N 213-6 от 25 августа 2009 года.
Клиническая больница имени С.Р. Миротворцева Саратовского государственного медицинского университета (Клиническая больница им. С.Р. Миротворцева СГМУ) с 01 декабря 2011 года переименована в Клиническую больницу имени С.Р. Миротворцева Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Клиническая больница им. С.Р. Миротворцева СГМУ) на основании изменения в Положение о Клинической больнице имени С.Р. Миротворцева "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского "Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, принятого Ученым Советом ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ имени В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России 25 октября 2011 года, утвержденного приказом ректора N 955-о от 25 октября 2011 года, приказа по Клинической больнице им. С.Р. Миротворцева СГМУ от 28 ноября 2011 года N233-б "О переименовании".
Деятельность и статус лечебного учреждения в указанный период не менялась, Путиенко И.А. осуществляла функции в качестве среднего медицинского персонала в должности медицинской сестры палатной палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения для больных с инфарктом миокарда.
Судом установлено, что период работы Путиенко И.А. с 01 февраля 2002 года по 24 июня 2012 года засчитан в специальный стаж в льготном исчислении за один год как один год и шесть месяцев. Периоды с 01 августа 1990 года по 24 мая 1995 года и с 01 февраля 1996 года по 31 января 2002 года засчитаны не были.
Оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы Путиенко И.А. с 01 августа 1990 года по 24 мая 1995 года и с 01 февраля 1996 года по 31 января 2002 года.
Является несостоятельной ссылка УПФР в Дергачевском районе Саратовской области как на основание к отказу в удовлетворении требований Путиенко И.А. на то, что палаты реанимации кардиологического отделения Клинического городка Саратовского медицинского института не относятся к числу палат хирургического профиля, поскольку из представленных в материалах дела штатных расписаний клиник Саратовского медицинского института, приказа от 28 апреля 2011 года о внесении изменений и дополнений в наименование отделения усматривается специфика функционирования отделения, соответствующая хирургическому профилю.
Доводы жалобы о том, что при обращении с заявлением о назначении пенсии Путиенко И.А. не представила ряд документов - запись N8 от 12 октября 2012 года трудовой книжки, приказ N45 о/к от 25 июня 2012 года, справку N138 о/к от 12 октября 2012 года, в связи с чем они не были предметом исследования комиссии по пенсионным вопросам, не является основанием к отмене решения суда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ершовского районного суда Саратовской области от 18 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дергачевском районе Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.