Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Аршиновой Е.В., Поляниной О.А.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абрамовой Л.В. о признании незаконными действий органа местного самоуправления - администрации муниципального образования "Город Саратов", нарушающих права Абрамовой Л.В., предусмотренные Положением о публичных слушаниях, выразившихся в непредставлении достоверной информации о готовящемся законопроекте Саратовской городской Думы "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" путем размещения информации о законопроекте способом, исключающим теоретическую возможность для ознакомления с готовящимся законопроектом, в публикации цветного рисунка с названием "карта", не обладающего масштабом и возможностью без специальных способностей идентифицировать зону нахождения земельного участка и домовладения по адресу: "адрес", о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, по апелляционной жалобе Абрамовой Л.В. на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 03 декабря 2012 года, которым в удовлетворении заявления Абрамовой Л.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения Абрамовой Л.В., ее представителя - Пегова А.П., поддержавших апелляционную жалобу, объяснения представителя комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Животиковой Ю.О., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив ее доводы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абрамова Л.В. обратилась в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ с вышеуказанными требованиями с учетом их уточнения. В обоснование заявления указала, что является собственником домовладения, расположенного по адресу: "адрес". 08 октября 2012 года в судебном заседании Октябрьского районного суда города Саратова по делу по заявлению Пегова А.П. Абрамовой Л.В. стало известно о том, что администрацией муниципального образования "Город Саратов" подготовлено два законопроекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки под одним номером, содержащие разную информацию.
Ссылалась, что заявитель своевременно не получила информацию о готовящихся законопроектах, в связи с чем не смогла принять участие в публичных слушаниях. Выпуски газеты "Саратовская панорама", содержащие информацию о законопроектах, в продажу не попали. Через средства массовой информации Абрамова Л.В. не уведомлена о проведении публичных слушаний.
Считала, что "карта", приложенная к газете в виде вкладыша, картой не является, поскольку не содержит указание на ее масштаб. Данный рисунок не является доступным для лица, не обладающего специальными приборами для увеличения изображения, не позволяет определить, к какому виду разрешенного использования относится тот или иной земельный участок.
Указала, что зона, в которой размещено ее домовладение, изменена в связи с чем ее домовладение отнесено к "условно разрешенным объектам".
Рассмотрев заявленные требования, суд отказал в удовлетворении вышеуказанного заявления.
Абрамова Л.В. не согласилась с постановленным решением и в своей апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, считает, что суд оставил без внимания доводы заявителя о том, что тираж выпуска газеты "Саратовская панорама" распространен подписчикам, а также то обстоятельство, что было изготовлено два варианта проекта правил без указания времени проведения публичных слушаний.
Указывает, что суд не дал оценки доводам относительно карты. Ссылается, что в специальном выпуске газеты "Саратовская панорама" после проведения публичных слушаний опубликована карта градостроительного зонирования в формате А0 с масштабом 1/25000, которая соответствует требованиям, предъявляемым к картам зонирования.
Полагает, что юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является соответствие специального выпуска газеты "Саратовская панорама" требованиям, предъявляемым к официальным печатным изданиям, предназначенным для опубликования правовых актов.
В заседание судебной коллегии представители заинтересованных лиц - администрации муниципального образования "Город Саратов", Саратовской городской Думы, МУП РЭП-17 Фрунзенского района города Саратова, комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" - не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайства в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного постановления не имеется, поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В соответствии с ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. К решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 постановления от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил землепользования и застройки.
Градостроительным кодексом Российской Федерации к ведению органов местного самоуправления также отнесены порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки, порядок их утверждения и внесения в них изменений (ст.ст. 31-33).
В силу ч. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Частями 7 и 11 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Решением Саратовской городской Думы N 65-633 от 16 ноября 2005 года принято Положение о публичных слушаниях в городе Саратове.
Согласно названному Положению, в случае если публичные слушания проводятся по инициативе главы муниципального образования, соответствующее решение об их проведении принимает глава муниципального образования (п. 3.9). Органом, ответственным за подготовку и проведение публичных слушаний, за исключением вопросов, предусмотренных подпунктами 3), 4) пункта 2.1 настоящего Положения, является Оргкомитет, который формируется и действует в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Положением (п. 3.2). Оргкомитет (Комиссия) в процессе подготовки к публичным слушаниям: организует публикацию проекта муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания. В целях заблаговременного ознакомления жителей города проект соответствующего муниципального правового акта должен быть опубликован не менее, чем за 30 дней до даты проведения публичных слушаний. Сроки публикации муниципальных правовых актов и иных документов по проекту Генерального плана города или его части, проекту о внесении изменений в Генеральный план города, проекту Правил землепользования и застройки, проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, проектам планировки территорий и проектам межевания территорий, по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются с учетом особенностей, предусмотренных разделом VI.1 настоящего Положения (п. 4.3). Объявление о проведении публичных слушаний с указанием места, времени и даты их проведения, перечнем вопросов, подлежащих обсуждению, подлежит опубликованию в печатном СМИ для официального опубликования правовых актов не позднее, чем за 30 дней до даты их проведения. Публикуемая информация должна содержать контактную информацию Оргкомитета (Комиссии). Сроки опубликования объявлений о проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана города или его части, проекту о внесении изменений в Генеральный план города, проекту Правил землепользования и застройки, проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, проектам планировки территорий и проектам межевания территорий, по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются с учетом особенностей, предусмотренных разделом VI.1 настоящего Положения (п. 4.5). Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний составляет один месяц (п.п. 6.1.4.3, 6.1.5.4).
Постановлением администрации города Саратова N 29А от 13 февраля 2006 года "Об определении официального печатного издания для опубликования правовых актов исполнительного органа местного самоуправления, иной официальной информации" установлено, что газета "Саратовская панорама" является официальным печатным изданием муниципального образования "Город Саратов" для опубликования правовых актов исполнительного органа местного самоуправления, иной официальной информации.
Из материалов дела следует, что в газете "Саратовская панорама" N 11 (837) от 21 марта 2012 года опубликовано постановление главы муниципального образования "Город Саратов" N 3-01-07 от 16 марта 2012 года "О проведении публичных слушаний". Указанным актом постановлено провести публичные слушания по проекту изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" 01 июня 2012 года.
Проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки опубликован 30 марта 2012 года в специальном выпуске газеты "Саратовская панорама" N 29/1 (832/1). Данный проект размещен на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов", имеющего адрес www.saratovmer.ru.
Кроме того, текст указанного проекта, опубликованный в газете "Саратовская панорама" N 29/1 (832/1), размещен на стенде в помещении комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о выполнении органом местного самоуправления требований законодательства об опубликовании проекта решения Саратовской городской Думы о внесении изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" N 27-280 от 20 апреля 2008 года и постановления главы муниципального образования "Город Саратов" N 3-01-07 от 16 марта 2012 года "О проведении публичных слушаний".
Довод апелляционной жалобы о распространении выпуска газеты "Саратовская панорама" только подписчикам необоснован и опровергается сообщением редакции газеты "Саратовская панорама" МУП "РЭП-17" Фрунзенского района, согласно которому выпуск газеты направлен в розничную продажу.
Иные доводы апелляционной жалобы заявителя сводятся к неправильному толкованию ее автором норм права и фактических обстоятельств дела, на законность и обоснованность постановленного решения суда не влияют. Они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, они не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 03 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абрамовой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.