Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Песковой Ж.А. и Аршиновой Е.В.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
при секретаре Шебаловой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Турковского района Саратовской области в интересах Трофимовой М.Н. к министерству здравоохранения Саратовской области о признании незаконным отказа в предоставлении льготного обеспечения лекарственными препаратами, по апелляционной жалобе министерства здравоохранения Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 26.10.2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие министерства здравоохранения Саратовской области, выразившееся в не предоставлении Трофимовой М.Н. лекарственного препарата ?. для приготовления раствора для инфузий "Г", "Т" по рецептам от 22.06.2012 года серия ? N ?. и от 04.07.2012 года серия ? N ?.".
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения представителя министерства здравоохранения Саратовской области Г.., поддержавшего доводы жалобы, объяснения прокурора, возражавшего против доводов жалобы,исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Турковского района Саратовской области, действуя в интересах Трофимовой М.Н., обратился в суд с указанным иском, просил признать незаконным бездействие министерства здравоохранения Саратовской области, выразившееся в не предоставлении Трофимовой М.Н. лекарственного препарата ?. для приготовления раствора для инфузий "Г", "Т" по рецептам от 22.06.2012 года серия ?N ? и от 04.07.2012 года серия ?N ?; возложить на ответчика обязанность незамедлительно обеспечить Трофимову М.Н. указанным лекарственным препаратом.
В обоснование заявленных требований указал, что министерством здравоохранения Саратовской области допущено незаконное бездействие по обеспечению Трофимовой М.Н. льготными лекарственными препаратами на основании выписанных рецептов, чем нарушено конституционное право Трофимовой М.Н. на охрану здоровья.
В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от исковых требований в части возложения на министерство здравоохранения Саратовской области обязанности незамедлительно обеспечить Трофимову М.Н. лекарственным препаратом ?. для приготовления раствора для инфузий "Г", "Т" по рецептам от 22.06.2012 года серия ? N ? и от 04.07.2012 года серия ? N ?. Определением от 26.10.2012 года районный суд принял отказ прокурора от указанной части требований.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министерство здравоохранения Саратовской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение, которым в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывается, что министерством здравоохранения Саратовской области проведены аукционные мероприятия, направленные на закупку лекарственного препарата "Т" для последующего обеспечения им пациентов, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Государственный контракт заключен с закрытым акционерным обществом (далее - ЗАО) "Р", разнарядка на лекарственный препарат направлена поставщику препарата, отгрузка поставщиком не осуществлялась. Поставка препарата "Г" на территорию Российской Федерации с июля 2012 года была прекращена и возобновлена только с октября 2012 года. Кроме того, судом не было учтено, что согласно заключению препарат "Г" Трофимой М.Н. отменен и назначен лекарственный препарат "А" с контролем через 6 месяцев.
От прокурора Турковского района Саратовской области поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которым он просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Трофимова М.Н., представители государственного учреждения здравоохранения "Турковская ЦРБ" Саратовской области, ООО "Дана", извещённые о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьями 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. Инвалидам предоставляются социальные услуги в виде обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение и др.
Согласно Перечню лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 года N 665, "Трастузумаб" относится к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным средствам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 данного закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Указанный порядок установлен Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Согласно пункту 2.7 данного Порядка в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Аналогичные положения содержатся и в Методических рекомендациях "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг", одобренных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10.07.2006 года, согласно которым в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптечном учреждении, рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов и регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом аптечного учреждения (с указанием адреса и номера, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение). По результатам работы за день информация о лекарственных средствах гарантированного обеспечения передается в фармацевтическую организацию, осуществляющую поставки лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения в субъекте Российской Федерации на основании договора с фармацевтической организацией, заключившей Государственный контракт с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования и аптечными учреждениями (далее - ФОР). Все обращения аптечных учреждений по неудовлетворенному спросу регистрируются, обрабатываются и анализируются ФОР (пункт 1.16).
В случае отсутствия лекарственного средства в ФОР информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение одного дня передается в фармацевтическую организацию оптовой торговли, осуществляющую поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, указанных в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, утвержденном в установленном порядке в соответствии с Государственным контрактом, заключенным с ТФОМС (далее - ФО), которая организует поставку лекарственных средств на территорию субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечном учреждении. Информация о возможности поставки необходимого лекарственного средства направляется в аптечное учреждение (пункт 1.17).
В случае отсутствия в ФО необходимого лекарственного средства, ФО обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечное учреждение в течение 6 рабочих дней (пункт 1.18).
При невозможности ФО поставить необходимые лекарственные средства в указанные сроки, она информирует об этом ФОР и аптечное учреждение, после чего руководитель аптечного учреждения предпринимает меры по обеспечению пациентов лекарственными средствами из имеющихся запасов или закупает медикаменты по ценам, не превышающим цены, зарегистрированные Росздравнадзором в установленном порядке с учетом предельной торговой надбавки на лекарственное средство в течение десяти рабочих дней с момента обращения пациента в аптечное учреждение, с учетом срока, предусмотренного пунктом 1.18 (пункт 1.19).
Финансирование дополнительного лекарственного обеспечения является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии со статьей 2 Закона Саратовской области от 02.12.1999 года N 60-ЗСО "О лекарственном обеспечении населения Саратовской области" бесплатное лекарственное обеспечение оказывается гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года N 715 злокачественные новообразования входят в перечень социально значимых заболеваний.
Согласно Приложению N 1 Постановления Правительства Саратовской области от 01.11.2007 года N 386-П "Вопросы министерства здравоохранения Саратовской области" министерство здравоохранения Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений (организаций).
В соответствии с пунктом 8 указанного выше Приложения N 1 министерство здравоохранения Саратовской области осуществляет функции, в том числе, по разработке порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; планированию и осуществлению мер по охране здоровья граждан; разработка мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 69 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы граждан в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в судебном порядке.
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в прокуратуру Турковского района Саратовской области поступило обращение Трофимовой М.Н. по факту длительного необеспечения министерством здравоохранения Саратовской области льготным лекарственным препаратом ? для приготовления раствора для "Г", "Т".
В ходе прокурорской проверки установлено что в 2010 году Трофимовой М.Н. поставлен диагноз ?.. До 01.01.2013 года в связи с заболеванием Трофимовой М.Н установлена ??. В связи с данным заболеванием Трофимова М.Н. постоянно наблюдается и проходит обследование в государственном учреждении здравоохранения ? города Саратова.
19.07.2011 года решением ? врачей государственного учреждения здравоохранения ? города Саратова Трофимовой М.Н. рекомендовано лечение гормонотерапией "Г". Решение указанного консилиума врачей от 15.05.2012 года Трофимовой М.Н. рекомендовано продолжение лечения сроком до 1 года.
24.11.2011 года и 04.04.2012 года муниципальным учреждением здравоохранения "Турковская ЦРБ" направлялись заявки на указанный лекарственный препарат в министерство здравоохранения Саратовской области.
22.06.2012 года и 04.07.2012 года Трофимовой М.Н. выписаны два рецепта ?. на получение лекарственного препарата "Г" - ? мг в количестве единиц.. штука каждый.
При обращении Трофимовой М.Н. с указанными рецептами в аптечное учреждение ООО "Дана" ей было отказано в выдаче данного препарата, рецепты поставлены на контроль 26.06.2012 года и 05.07.2012 года. В настоящее время срок действия рецептов истек, лекарственные препараты до настоящего времени Трофимовой М.Н. не поставлены.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик не исполнил функции по разработке мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями. Ответчик фактически не исполнил свою обязанность по обеспечению Трофимовой М.Н. необходимыми ей препаратами.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Так, из дополнительной заявки от 24.11.2011 года следует, что на.. . месяцев 2012 года Трофимовой М.Н. требуется ?флаконов "Г", по федеральной заявке заказано ?флакона "Г".
Ответчиком судебной коллегии представлены государственные контракты на поставку указанного лекарственного препарата, заключенные лишь 10.08.2012 года и 11.09.2012 года. Иных доказательств суду не представлено.
Довод жалобы о том, что назначенный Трофимовой М.Н. лекарственный препарат отсутствовал как в Саратовской области, так и в Российской Федерации, в связи с чем невозможно было обеспечить Трофимову М.Н. данным лекарственным препаратом, а, следовательно, вина в действиях министерства отсутствует, несостоятелен, поскольку данное обстоятельство не освобождает исполнительный орган власти от выполнения своих обязанностей по организации льготного лекарственного обеспечения граждан, имеющим право на льготное обеспечение.
Доводы жалобы по существу являются неправильным толкованием правовых норм и на существо обжалуемого судебного постановления повлиять не могут, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ. Оснований к их переоценке не имеется.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 26.10.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства здравоохранения Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.