Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М., Аршиновой Е.В.,
при секретаре Морозовой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Новопольцева А.С. к открытому акционерному обществу "Чрезвычайная страховая компания" и страховому открытому акционерному обществу "Военно-страховая компания" о взыскании страхового возмещения, восстановлении срока обращения в суд за защитой нарушенного права, по апелляционной жалобе Новопольцева А.С. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 20 ноября 2012 года, которым Новопольцеву А.С. отказано в удовлетворении вышеуказанных требований.
Заслушав доклад судьи областного суда Пантелеева В.М., объяснения Новопольцева А.С., его представителей Фролова А.Н. и Васина И.А. (общая доверенность от 11.05.2012 г.), поддержавших доводы жалобы, пояснения представителя Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Ермиловой А.В. (доверенность от 25.05.2012 г.), полагавшей решение суда законным, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новопольцев А.С. обратился с суд вышеуказанными исковыми требованиями к открытому акционерному обществу "Чрезвычайная страховая компания" (далее - ЧСК) и страховому открытому акционерному обществу "Военно-страховая компания" (далее - ВСК). Просил взыскать с ответчиков на основании ранее действовавших Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 22.01.1993 г. N 4338-1 и постановления Правительства РФ от 05.04.1993 г. N 295 страховую сумму (50 окладов денежного содержания) в размере 1390014 руб. 76 коп., с учетом индексации роста потребительских цен и деноминации. Требования мотивировал тем, что являлся военнослужащим. По приказу начальника гражданской обороны Содружества Независимых Государств N 028 от 20.03.1992 г. был уволен из рядов Вооруженных Сил по п. 2 "б" ст. 60 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 18.03.1985 г. N 240 (по болезни), был исключен из списков штаба Гражданской Обороны Уральской области 20.07.1992 г. С 1991 года постоянно находился на лечении, 11.05.1993 г. был освидетельствован в межрайонной врачебно-трудовой экспертной комиссии и признан инвалидом ? группы в связи с увечьем и заболеванием, полученным при исполнении обязанностей воинской службы. С 10.04.2000 г. ? группа инвалидности ему установлена бессрочно. Ответчики отказали ему в выплате страхового возмещения. Просил восстановить срок обращения в суд за защитой нарушенного права, который пропущен им в связи с незнанием своих прав. В военном комиссариате ему не разъяснили право на получение данной страховой выплаты. Он узнал об этом праве только в 2004 году, и сразу обратился за страховым возмещением в ВСК. Кроме того, он страдает заболеваниями, постоянно находился на лечении.
Представителем ВСК заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с данными требованиями.
Суд, рассмотрев заявленные требования, постановил приведенное выше решение.
Новопольцев А.С. в жалобе просит отменить решение суда, принять новое решение. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Полагает, что суд необоснованно отказал в восстановлении пропущенного срока исковой давности. Он обращался в различные органы, активно пытался реализовать свое право на получение положенной страховой выплаты, но в результате имеющихся заболеваний, требующих постоянного лечения, и правовой неграмотности сделать этого во внесудебной форме, не смог. Указывает, что судом не учтено то обстоятельство, что с заявлением о пропуске им срока обратился только ответчик ВСК, а ответчик ЧСК с таким заявлением не обращался.
В суде апелляционной инстанции Новопольцев А.С., его представители Фролов А.Н, Васин И.А. поддержали доводы жалобы, просили отменить решение суда.
Представитель Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Ермилова А.В. полагала решение суда законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что по приказу начальника гражданской обороны Содружества Независимых Государств N 028 от 20.03.1992 г. истец был уволен из рядов Вооруженных Сил по п. "б" ст. 60 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 18.03.1985 г. N 240, (по болезни), и был исключен из списков штаба Гражданской Обороны Уральской области 20.07.1992 г. 11.05.1993 г. он был освидетельствован в межрайонной врачебно-трудовой экспертной комиссии и признан инвалидом ? группы в связи с увечьем и заболеванием, полученным при исполнении обязанностей воинской службы.
Новопольцев А.С. обращался с заявлениями в 2004 г. в ВСК (л.д.38) и в ЧСК (л.д.37) по вопросу выплаты страховой суммы. ВСК своим письмом от 08.07.2004 г. возвратила его заявление без удовлетворения (л.д.39). ЧСК своим письмом N 1089 от 11.06.2004 г. возвратила его заявление без удовлетворения (л.д.26). В письме 12.11.2004 г. ЧСК указала, что она не вправе рассматривать вопрос о выплате страхового возмещения истцу (л.д.27).
Действующим на момент возникновения спорных правоотношений законодательством было предусмотрено следующее.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 22.01.1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ) военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти) или увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы (военных сборов). Порядок выплаты страховых сумм устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Закона РФ от 22.01.1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" и в целях обеспечения социальной защищенности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Правительство РФ приняло постановление от 05.04.1993 г. N 295 "О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел" (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.07.1998г. N 855, далее - Постановление).
Данным Постановлением предусмотрено, что впредь до принятия соответствующих законодательных актов об обязательном государственном страховании военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти), увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими службы (военных сборов), в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Постановлением. Обязательное государственное личное страхование указанных лиц осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из республиканского бюджета Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, другим министерствам и ведомствам, в которых законом предусмотрена военная служба, а также за счет средств, поступающих на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций. Кроме того, указанное страхование лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел может осуществляться за счет средств бюджетов национально - государственных и административно - территориальных образований (п.1).
Размеры страховых сумм, подлежащих выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членам их семей, определять исходя из окладов по должности, воинскому или специальному званию (далее именуется - оклад денежного содержания) этих военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, установленных на день наступления соответствующего страхового события (п.2).
В пп. "б" п. 3 Постановления установлено, что страховые суммы выплачиваются в следующих размерах, определяемых с учетом положений пункта 2 настоящего Постановления: в случае установления застрахованному инвалидности в период прохождения службы (военных сборов) либо до истечения одного года после увольнения со службы (военных сборов) вследствие ранения, травмы, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы (военных сборов):
инвалиду I группы - 75 окладов денежного содержания (минимальных размеров оплаты труда, окладов);
инвалиду II группы - 50 окладов денежного содержания (минимальных размеров оплаты труда, окладов);
инвалиду III группы - 25 окладов денежного содержания (минимальных размеров оплаты труда, окладов).
В п.4 указанного Постановления установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство безопасности Российской Федерации, другие заинтересованные министерства и ведомства осуществляют обязательное государственное личное страхование военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел через Военно - страховую компанию, Российскую государственную страховую компанию и другие страховые организации. Указанным министерствам и ведомствам в месячный срок осуществить мероприятия по реализации настоящего Постановления.
Учитывая вышеуказанное Постановление, Министерство обороны РФ своим приказом от 06.05.1993г. N 246, утвердило Инструкцией о порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минобороны РФ от 02.02.1999 г. N 55).
Из п.1 указанной Инструкции следует, что она определяет правила страхования, порядок оформления документов и выплаты страховых сумм (далее - страховое обеспечение) по обязательному государственному личному страхованию офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, женщинам, проходящим военную службу на должностях рядового и сержантского состава, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и призыву, гражданам, призванным на военные сборы (далее - военнослужащие), и членам их семей в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. N 295.
Условия, нормы и порядок страхового обеспечения, предусмотренные настоящей Инструкцией, распространяются: а) на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации - независимо от места прохождения ими службы, проживающих на территории Российской Федерации уволенных военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей; б) на проживающих на территории Российской Федерации уволенных с военной службы военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией заключены договоры (соглашения) о страховании, и членов их семей (п.3).
Согласно п.4 Инструкции к страховым событиям (далее - страховые случаи) относятся, в том числе в) установление застрахованному инвалидности в период прохождения службы; г) установление застрахованному инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие повреждения здоровья, имевшего место в период прохождения службы.
Положения пунктов 5, 7, 8 Инструкции предусматривали, что при получении военнослужащими в связи с исполнением ими обязанностей военной службы увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшего прохождения военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания (п.5). При наступлении случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей Инструкции, выплата единовременного пособия производится Военно - страховой компанией (103031, г. Москва, ул. Б. Лубянка, дом 11а) либо ее филиалами по месту жительства (прописки) или службы застрахованного (членов его семьи) (п. 7). Страховое обеспечение, а в установленных законодательством случаях и единовременное пособие выплачиваются, если личное письменное заявление об их выплате направлено в Военно-страховую компанию до истечения трех лет со дня наступления права на их получение (п.8).
Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (г. Ташкент) в настоящее время имеется между правительствами Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Согласно этому Соглашению обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и члены их семей, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством бывшего Союза ССР. Расходы по этому виду страхования осуществляются государствами - участниками Содружества Независимых Государств за счет их бюджетов без взаимных расчетов между государствами.
Суд, установив, что истец был уволен из Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств (Республика Казахстан), а на территории Республики Казахстан истец страховых выплат не получал (л.д.28), пришел к выводу о том, что истец, как военнослужащий, в силу п. 3 вышеуказанной Инструкции вправе был получить страховое возмещение по линии Министерства обороны РФ на территории Российской Федерации, поскольку подобный договор был заключен с Республикой Казахстан 15.05.1992 г.
Из материалов дела следует, что на момент наступления страхового случая Министерством обороны РФ был заключен договор от 06.05.1993 г. об обязательном государственном личном страховании военнослужащих с ВСК (л.д.231-236). В настоящее время истец получает пенсию по линии Министерства обороны РФ.
Учитывая изложенное, суд посчитал надлежащим ответчиком ВСК.
При отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом пропущен срок давности для обращения в суд с заявленными требованиями без уважительных причин.
В п. 8 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 06.05.1993 года N 246, установлено, что выплата страхового обеспечения выплачивается, если личное письменное заявление об их выплате направлено в Военно-страховую компанию до истечения трех лет со дня наступления права на их получение.
В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Истец обратился с личным заявлением о выплате страховой суммы в ВСК только 25.06.2004 года (л.д.38), ВСК отказало истцу в выплате 08.07.2004 года (л.д.39). В суд с настоящим иском истец обратился 16.08.2012 г., то есть с пропуском срока исковой давности.
Суд посчитал, что в качестве уважительных причин пропуска срока не могут быть приняты неоднократные обращения истца в различные инстанции, его переписка с ними, незнание им своих прав, неразъяснение ему законодательства военным комиссариатом. Заболевания у истца имелись на протяжении всего периода, имеются и сейчас, однако, это не послужило ему препятствием для обращения с настоящим иском в суд. При этом суд правомерно указал, что истцу неоднократно разъяснялось право обратиться в суд за разрешением настоящего спора, в частности МЧС РФ в 2007 году (л.д.21).
Учитывая изложенное, суд признал, что истец значительно пропустил установленный законом срок исковой давности без уважительных причин, и оснований для его восстановления не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно применил положения о сроке исковой данности.
В п. 3 ст. 927 ГК РФ указано, что Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).
Таким обязательным страхованием является законодательство об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих.
Согласно ч. 2 ст. 966 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года (статья 196).
В силу п.2 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока исковой давности, в ходе рассмотрения дела по существу, суду не представлено, в связи с чем суд обоснованно не нашел оснований для восстановления пропущенного срока.
Довод жалобы о том, что с заявлением о пропуске Новопольцевым А.С. срока исковой давности обратился только ответчик ВСК, а ответчик ЧСК с таким заявлением не обращался - не может быть принят во внимание, поскольку суд посчитал, что исковые требования к ЧСК предъявлены необоснованно, надлежащим ответчиком является ВСК. Данное обстоятельство послужило основание к отказу в удовлетворении иска к ЧСК. Неуказание судом причины отказа в иске к ЧСК не может явиться основанием для отмены по существу правильного судебного постановления (ч.6 ст.330 ГПК РФ).
Кроме того, из заявления видно, что истец указал в качестве стороны ответчика ВСК и ЧСК. Стороной спора и было заявлено о применении срока исковой давности в силу п. 2 ст.199 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 20 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Новопольцева А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.