Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Аршиновой Е.В. и Поляниной О.А.,
при секретаре Морозовой М.Н.
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Логиновой Н.Б. к военному комиссариату Саратовской области, отделу военного комиссариата Саратовской области по Дергачевскому и Озинскому районам о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе, по апелляционной жалобе Логиновой Н.Б. на решение Ершовского районного суда (2) Саратовской области от 20 декабря 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения Логиновой Н.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя военного комиссариата Саратовской области Сидоровой А.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что для отмены или изменения постановленного решения нет правовых оснований, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Логинова Н.Б. обратилась в суд с иском, в обоснование которого истец указала, что с 04 июня 2002 года по 07 ноября 2012 года работала в отделе военного комиссариата Дергачевского района Саратовской области в должности "данные изъяты". Логинова Н.Б. имеет допуск 2-й категории к защите государственной тайны. 01 апреля 2009 года истец переведена на должность "данные изъяты". В соответствии с указаниями Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 02 августа 2012 года N 314/2/3957 и требованиями начальника мобилизационного управления штаба Центрального военного округа от 14 августа 2012 года N 20/1/орг/343 занимаемая ею должность сокращалась с 08 ноября 2012 года, о чем истец уведомлена 07 сентября 2012 года. Приказом начальника отдела военного комиссариата Саратовской области по Дергачевскому и Озинскому районам N 135 от 07 ноября 2012 года Логинова Н.Б. уволена с занимаемой должности "данные изъяты" на основании п. 2 ст. 81 ТК РФ (по сокращению штата). Логинова Н.Б. считала, что ответчиком нарушена процедура увольнения, поскольку она от перевода на другие вакантные должности не отказывалась, должности, в том числе, старшего помощника начальника отдела, в письменном виде ей не предлагались. Истец указала, что имеет преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности штата работников на основании положений ст. 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", в связи с наличием у нее допуска к государственной тайне.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил приведенное выше решение.
Логинова Н.Б. не согласилась с постановленным решением, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что должность старшего помощника отдела требует наличия высшего профессионального образования. Указывает, что суд не дал оценку тому обстоятельству, что ответчик не исполнил требование приказа N 187 от 27 августа 2012 года военного комиссара Саратовской области "О сокращении численности работников военного комиссариата Саратовской области" о рассмотрении возможности перевода сотрудников, подлежащих сокращению, на должность старшего помощника отдела. Полагает, что суд необоснованно пришел к выводу о соблюдении ответчиком требований ст. 373 ТК РФ при расторжении с Логиновой Н.Б. трудового договора, поскольку заявление для получения мнения профсоюза направлено ответчиком в профсоюзный орган 07 ноября 2012 года и относилось к изданному приказу об увольнении Логиновой Н.Б. и приказу N 187 от 27 августа 2012 года "О сокращении численности работников военного комиссариата Саратовской области". Ссылается, что при проведении мероприятий по сокращению штатов ей не предлагались соответствующие должности в штате комиссариата области либо других отделов военного комиссариата Саратовской области.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Дергачевского района Саратовской области соглашается с данной судом оценкой доказательств и доводов сторон по делу. Указывает на соответствие выводов, изложенным судом в решении, обстоятельствам дела.
В заседание судебной коллегии не явился представитель отдела военного комиссариата Саратовской области по Дергачевскому и Озинскому районам, извещен о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил. При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного постановления не имеется.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии со ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Как следует из ст. 180 ТК РФ, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в соответствии с частью третьей статьи 81 Кодекса, увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.
При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части первой статьи 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 ТК РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 373 ТК РФ при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2,3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
Как следует из материалов дела, Логинова Н.Б. имеет среднее педагогическое образование по специальности - воспитатель.
04 июня 2002 года истец принята на должность "данные изъяты" Дергачевского районного военного комиссариата Саратовской области, 01 апреля 2009 года Логинова Н.Б. переведена на должность "данные изъяты" (л.д. 9-15).
В соответствии с приказом военного комиссариата Саратовской области N 187 от 27 августа 2012 года "О сокращении численности работников военного комиссариата Саратовской области", изданного на основании указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 02 августа 2012 года N 314/2/359, требований начальника организационно-мобилизационного управления штаба Центрального военного округа от 14 августа 2012 года N 20/1/орг/343 об исключении с 01 октября 2012 года должностей "данные изъяты" секретных частей отделов военного комиссариата Саратовской области (муниципальных) 2 и 3 разрядов, работников, занимающих должности "данные изъяты" секретных частей отделов военного комиссариата Саратовской области (муниципальных) 2 и 3 разрядов, указанные работники должны быть предупреждены начальниками отделов (муниципальных) военного комиссариата Саратовской области 2 и 3 разрядов о предстоящем увольнении под роспись не позднее 07 сентября 2012 года. В тот же срок следует уведомить выборные органы первичных профсоюзных организаций. Кроме того, следует уведомить сотрудников, подлежащих сокращению, о введении с 01 октября 2012 года должности старшего помощника начальника отдела и рассмотреть возможность перевода сокращаемых работников на указанные должности, представив в строевое отделение военного комиссариата Саратовской области предложения по содержанию трудовых обязанностей по данной должности (л.д. 23).
В штатное расписание отдела военного комиссариата Саратовской области по Дергачевскому и Озинскому районам на основании указаний военного комиссариата Саратовской области от 29 августа 2012 года (за номером 2831) внесены изменения. Должность "данные изъяты" сокращена, введена должность старшего помощника начальника отдела (л.д. 19-22).
07 сентября 2012 года Логинова Н.Б. предупреждена под роспись о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата (л.д. 24). С уведомлением Логиновой Н.Б. о сокращении занимаемой ею должности ознакомлена также председатель профсоюзного комитета ФИО8
07 ноября 2012 года Логинова Н.Б. уволена в связи с сокращением штата, о чем начальником отдела военного комиссариата Саратовской области по Дергачевскому и Озинскому районам издан приказ N 135 от 07 ноября 2012 года (л.д. 6).
Анализируя довод о том, что Логиновой Н.Б. не были предложены имеющиеся вакансии, судебная коллегия приходит к следующему.
Из справки о наличии вакантных мест усматривается, что по состоянию на 07 ноября 2012 года в штате отдела военного комиссариата Саратовской области по Дергачевскому и Озинскому районам имелась вакантная должность - старший помощник начальника отдела, которая предусматривает наличие высшего профессионального образования (л.д. 27).
Согласно сообщению военного комиссариата Саратовской области по состоянию на 07 ноября 2012 года в штате военного комиссариата Саратовской области вакантных должностей, замещаемых работниками со средним профессиональным образованием, не имелось (л.д. 28).
Таким образом доводы истца, что она могла быть переведена на должность старшего помощника начальника отдела несостоятельны, по причине отсутствия у Логиновой Н.Б. высшего профессионального образования, необходимого для занятия данной должности, обязательное наличие которого установлено тарифно-квалификационными характеристиками.
Довод жалобы, что Логиновой Н.Б. не предлагались должности в штате комиссариата Саратовской области, не влияет на существо принятого по делу решения, так как в силу ст. 81 ТК РФ работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие его квалификационным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Судом установлено, что вакансии, соответствующие квалификации Логиновой Н.Б., отсутствовали как в штате отдела военного комиссариата по Дергачевскому и Озинскому районам, так и в штате военного комиссариата Саратовской области. Кроме того коллективным договором отдела военного комиссариата по Дергачевскому и Озинскому районам, не закреплена обязанность работодателя по предложению увольняемому работнику вакантных должностей, находящихся в другой местности.
По доводу жалобы о несоблюдении ответчиком требований ст. 373 ТК РФ при расторжении с Логиновой Н.Б. трудового договора, установлено, что 07 ноября 2012 года начальник отдела военного комиссариата Саратовской области по Дергачевскому и Озинскому районам подал председателю профсоюзного комитета данного отдела заявление о предоставлении мотивированного мнения профсоюзного комитета в отношении приказа военного комиссара Саратовской области от 27 августа 2012 года N 187 "О сокращении численности работников военного комиссариата Саратовской области" и приказа начальника данного отдела военного комиссариата от 07 ноября 2012 года N 135 "О расторжении трудового договора с "данные изъяты" Логиновой Н.Б." в связи с сокращением штатной численности отдела (л.д. 29).
В тот же день профсоюзным комитетом принято решение о правомерности приказа о сокращении Логиновой Н.Б. (л.д. 30).
Из выписки из решения профсоюзного комитета отдела военного комиссариата Саратовской области по Дергачевскому и Озинскому районам от 07 ноября 2012 года следует, что на заседании профкома происходило рассмотрение вопроса о даче согласия на увольнение "данные изъяты" отдела Логиновой Н.Б. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что ненаправление проекта приказа об увольнении истца в профком в определенные законом сроки, не влечет незаконности составления мотивированного мнения профкома по вопросу увольнения Логиновой Н.Б. и не свидетельствует об отсутствии такого мнения профкома.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование норм действующего законодательства, не содержат обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ершовского районного суда (2) Саратовской области от 20 декабря 2012 года оставить без изменения, жалобу Логиновой Н.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.