Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Григорчук О.В., с участием представителя ООО "Лукойл-Западная Сибирь" по доверенности Богос Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь", (адрес).
По жалобе ООО "Лукойл-Западная Сибирь" на постановление судьи Кондинского районного суда от 11 сентября 2012г.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кондинского районного суда от 11 сентября 2012г. ООО "Лукойл-Западная Сибирь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, наказание назначено в виде штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе на постановление судьи ООО "Лукойл-Западная Сибирь" в лице представителя по доверенности Пивовар Р.П. не соглашается с ним, указывая на то, что ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" не причастно к выявленному загрязнению; факт загрязнения лесов не доказан; протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом. Просит постановление отменить.
Судья, изучив доводы жалобы, проверив материалы административного дела в полном объеме, выслушав пояснения представителя ООО "Лукойл-Западная Сибирь" Богос Е.В. поддержавшую доводы жалобы, приходит к следующему:
Согласно ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что 29 мая 2012г. в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" государственным инспектором ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды, старшим инспектором Нижневартовского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Х.И. составлен протокол (номер) об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, о том, что 22 мая 2012г. в 13 часов 30 минут в ходе проведения обследования на лесном участке, расположенном в квартале 207 выдел 49 Супринского урочища Верхне-Кондинского участкового лесничества Территориального отдела - Урайское лесничество Кондинского района Тюменской области обнаружены следы загрязнения почвенного покрова водонефтяной эмульсией. Загрязненный лесной участок расположен в районе куста (номер) Убинского лицензионного участка ЦДНГ-8 ТПП "Урайнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь".
Согласно Акта обследования (номер) от 23 мая 2012 года загрязненный лесной участок имеет неправильную форму. Водонефтяная эмульсия растеклась по канаве вдоль промысловой дороги. В отдельных местах прослеживается факт засыпания песком наиболее загрязненных участков. Также обнаружена нефтяная труба с признаками повреждения. На внутренней поверхности трубы обнаружены следы водонефтяной эмульсии. Площадь загрязнения составила 167,23 кв.м. К Акту осмотра приложена фототаблица. При обследовании использовался спутниковый навигатор, таблица точек координат и схема территорий приложена к Акту.
ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" имеет лицензию на добычу нефти и газа в пределах Убинского лицензионного участка.
Вина ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" в совершении указанного административного правонарушения установлена и подтверждена: протоколом об административном правонарушении, актом обследования (номер) от 23 мая 2012 года, фототаблицей к акту обследования.
Собранные по данному делу об административном правонарушении доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод судьи первой инстанции о доказанности государственным инспектором ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды, старшим инспектором Нижневартовского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Х.И. состава административного правонарушения в действиях юридического лица, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения ООО "Лукойл-Западная Сибирь" к административной ответственности соблюдены, при рассмотрении дела судьей всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, обжалуемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, прихожу к выводу, что основания для признания незаконным и отмены постановления судьи районного суда отсутствуют.
Доводы жалобы заявителя о том, что протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, нахожу необоснованным.
Согласно п. 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007г. N 394, (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.02.2009 N 176, от 04.02.2011 N 50) государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утв. постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2010 N 177 (в ред. постановлений Губернатора ХМАО - Югры от 05.05.2011N 64, от 26.10.2011N 157, от 13.03.2012 N 35), Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ), осуществляющим функции по региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охотничьего надзора, лесного надзора, пожарного надзора в лесах), в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением Губернатора ХМАО-Югры N 10 от 31 января 2012г. утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах.
В соответствии с п. 1.2 указанного Административного регламента, государственную функцию исполняет Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Природнадзор Югры). Непосредственное исполнение государственной функции возлагается на территориальные структурные подразделения Природнадзора Югры.
Согласно п. 1.4 Административного регламента, предметом федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах является деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, пожарной безопасности (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок (плановых, внеплановых), проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства.
В соответствии с п. 1.5 Административного регламента, при осуществлении государственной функции должностные лица Природнадзора Югры имеют право предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Федеральным агентством лесного хозяйства; осуществлять проверки, указанные в п. 3.1 настоящего Административного регламента; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Согласно п. 1.7 Административного регламента, одним из конечных результатов исполнения государственной функции при проведении проверок в случае выявления нарушения является: составление протокола об административном правонарушении, связанном с нарушением лесного законодательства.
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Лукойл-Западная Сибирь" составлен должностным лицом уполномоченного органа в пределах его полномочий.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, поскольку в квартале 207 выдел 49 Супринского урочища Верхне-Кондинского участкового лесничества Территориального отдела - Урайское лесничество Кондинского района нет действующих коммуникаций нефтепроводов и водопроводов не могут быть приняты во внимание, поскольку на обнаруженном загрязненном лицензионном участке иных хозяйствующих субъектов не установлено.
Таким образом, доводы жалобы заявителя не опровергают выводов судьи и не указывают на обстоятельства, которые следует рассматривать как основание для отмены или изменения судебного решения.
Постановление судьи Кондинского районного суда соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу, которые могли бы повлечь отмену судебного решения, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу ООО "Лукойл-Западная Сибирь" оставить без удовлетворения.
Постановление судьи Кондинского районного суда от 11 сентября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ в отношении ООО "Лукойл-Западная Сибирь" оставить без изменения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа-Югры О.В. Григорчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.