Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Карчевский И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица ОАО "Томскнефть" ВНК, юридический адрес: (адрес),
по жалобе главного государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды Пикунова С.В. на постановление судьи Нижневартовского городского суда от 7 декабря 2012г.,
УСТАНОВИЛ:
28 июня 2012г. государственным инспектором ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды Гуровым В.Н. в отношении юридического лица ОАО "Томскнефть" ВНК составлен протокол N 02-271/2012 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.
Постановлением судьи Нижневартовского городского суда от 7 декабря 2012г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица ОАО "Томскнефть" ВНК прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с судебным постановлением, главный государственный инспектор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды Пикунов С.В. обратился в суд с жалобой, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит постановление суда отменить.
В возражении на указанную жалобу представитель ОАО "Томскнефть" ВНК Сирмайс И.А. указывает на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения; земельный участок, подвергшийся нефтезагрязнению, представляет собой болото и не относится к лесным землям.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемое судебное постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что определением государственного инспектора Нижневартовского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Гурова В.Н. N 02-271/2012 от 18 мая 2012г. на основании Плана-графика проведения рейдовых мероприятий в целях пресечения и предотвращения нарушений природоохранного законодательства на май 2012г., распоряжения N 02-341 от 10 февраля 2012г., Акта обследования N 02-341/Л от 17 мая 2012г. в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, и 28 июня 2012г. по результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении N 02-271/2012.
Так, в ходе рейдовой проверки Вахского месторождения нефти в районе куста скважин N 8 (235м от куста) в квартале 421 на участке выдел 27, 39 Охтеурского участкового лесничества ТО Нижневартовское лесничество на нефтесборном коллекторе НСК ф-100 врезка куста 8 - узел врезки куста 10, 11 произошел порыв трубопровода из-за коррозийного износа, вследствие чего произошло загрязнение земель лесного фонда РФ на площади 0, 92 га.
Согласно ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Прекращая производство по делу, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях юридического лица ОАО "Томскнефть" ВНК состава указанного административного правонарушения, поскольку участок земли, на котором произошел порыв трубопровода, является болотом, и доказательств загрязнения именно леса административным органом не представлено.
Однако с таким выводом суда нельзя согласиться.
Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Из Акта обследования N 02-341/Л от 17 мая 2012г. следует, что участок лесного фонда в квартале 421 выделе 27, 39 Охтеурского участкового лесничества ТО - Нижневартовское лесничество, в районе куста скважин N 8 Вахского месторождения нефти, в 235 метрах от кустовой площадки (координат: N 60 53 11.2 Е 78 54 24.4) на ориентировочной площади 7000 кв.м. представляет собой болото.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, загрязненный нефтесодержащей жидкостью участок - болото, относится к землям лесного фонда.
Часть 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушения санитарной безопасности в лесах, т.е. в лесном фонде Российской Федерации. Судьей Нижневартовского городского суда при рассмотрении дела допущены существенные процессуальные нарушения, судебное постановление нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Учитывая, срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу не истек, материалы дела следует направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, дело рассмотреть полно, объективно, всесторонне и вынести постановление, соответствующее требованиям административного законодательства.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу главного государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды Пикунова С.В. ? удовлетворить.
Постановление судьи Нижневартовского городского суда от 7 декабря 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК - отменить.
Административное дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья суда Ханты - Мансийского
автономного округа - Югры И.А. Карчевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.