Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Оспичева И.М.
судей Захарова Д.П., Гудожникова Д.Н.
при секретаре Дубыниной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фирстовой Л.М. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 03 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Фирстовой Л.М. к Департаменту социального развития ХМАО-Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении звания ветеран труда Фирстовой Л.М..
Признать за Фирстовой Л.М. право на звание ветеран труда и обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры выдать Фирстовой Л.М. удостоверение ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Гудожникова Д.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фирстова Л.М. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании за ней права на звание "Ветеран труда" и обязании к выдаче удостоверения "Ветеран труда".
Требования мотивированы тем, что является пенсионером МВД России по выслуге лет. В период работы в МВД была награждена медалью "За безупречную службу" 3 степени, которая является правительственной наградой на основании Приказа МВД от 08 октября 1991 года N559. Помимо стажа службы в МВД, также имеет производственный стаж, что подтверждено записями в трудовой книжке. 11 октября 2010 года она обратилась в Управление социальной защиты населения по г. Ураю с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" и выдачи соответствующего удостоверения. Впоследствии получила ответ из Департамента социального развития ХМАО - Югры от 23 ноября 2010 года N 09-01-11117/10, которым в присвоении звания "Ветеран труда" отказано, так как медаль "За безупречную службу" 3 степени не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года N 103-п. Считает данный отказ неправомерным, нарушающим ее права и законные интересы, поскольку федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда и утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах". Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам труда относит, как лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", так и лиц, награжденных орденами и медалями либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. При этом для последней категории признание ветераном труда не ставится федеральным законодателем в зависимость от достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или установления (назначения) такой пенсии.
Далее Фирстова Л.М. исковые требования уточнила, просила признать незаконным ответ Департамента социального развития ХМАО - Югры от 23 ноября 2010 года N 09-01-11117/10 и признать за ней право на звание "Ветеран труда" и обязать Департамент социального развития ХМАО - Югры в лице Управления социальной защиты населения по г. Ураю выдать удостоверение "Ветеран труда".
Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Ответчиком представлены письменные возражения, в которых исковые требования не признает, утверждая, что поскольку вопросы социальной защиты и социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ, законом ХМАО-Югры самостоятельно определен перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания ветерана труда. В частности законом ХМАО-Югры от 07 ноября 2006 года N115-оз предусмотрено, что при присвоении звания ветерана труда учитывается награждение орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 6 июня 2005 года N 103-п утвержден перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания ветерана труда. Поскольку среди указанного списка отсутствует медаль "За безупречную службу" 3 степени, отказ Департамента социального развития ХМАО - Югры Фирсовой Л.М. полагает законным.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития ХМАО - Югры просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку решение является незаконным, принято с существенным нарушением норм материального права. Не согласен с выводом суда о незаконном ограничении законодателем ХМАО-Югры определенными видами ведомственных знаков отличия в труде возможности присвоения этого звания. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации. Кроме того, в данном случае в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. В связи с чем, считает, что у субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации. Медаль "За безупречную службу" 3 степени не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО-Югре, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 N 103-п, следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за Фирстовой Л.М. права на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО-Югре.
Истец Фирстова Л.М. представила возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которой указала на противоречие доводов жалобы положениям статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что решением комиссии Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры по присвоению званий "Ветеран труда" от 13 ноября 2010 года (протокол N 18) Фирстовой Л.М. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что медаль "За безупречную службу" 3 степени не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.
Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона "О ветеранах" под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона "О ветеранах", перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1957 года "О порядке награждения орденами и медалями СССР военнослужащих Советской Армии и Военно - Морского Флота, войск Министерства внутренних дел СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР" в целях поощрения военнослужащих разрешено Министру обороны СССР, Министру внутренних дел СССР, Председателю Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР учредить специальные медали "За безупречную службу" трех степеней для награждения военнослужащих, прослуживших 10, 15 и 20 лет (пункт 4 Указа).
Совместным Указом Министра обороны СССР, Министра внутренних дел СССР и Председателя Комитета государственной безопасности СССР от 25 января 1958 года учреждена медаль "За безупречную службу".
Согласно положению медалью "За безупречную службу" награждаются военнослужащие Советской Армии, Военно - Морского Флота, войск и органов Министерства внутренних дел СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, прослужившие в соответствующих структурах не менее 10 лет и не имеющие взысканий за период службы. Награждение медалью "За безупречную службу" производится Министром обороны СССР, Министром внутренних дел СССР или Председателем Комитета государственной безопасности СССР.
Из материалов дела следует, что Фирстова Л.М. с 08 декабря 1999 года является получателем пенсии за выслугу лет (л.д.11). Согласно записи в трудовой книжке истица находилась на службе в МВД РФ 18 лет 03 месяца 25 дней, в ХМАО - Югре 24 года 02 месяца 26 дней (л.д.12-13). Приказом Министра внутренних дел СССР от 08 октября 1991 года N 559 Фирстова Л.М. была награждена медалью "За безупречную службу" 3 степени (л.д.10).
Суд первой инстанции, анализируя представленные истицей доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что награждение Фирстовой Л.М. медалью "За безупречную службу" 3 степени было произведено от имени Министерства внутренних дел СССР и соответствовало действовавшему на тот период законодательству.
Удовлетворяя исковые требования Фирстовой Л.М., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", незаконно сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона "О ветеранах", определив исчерпывающий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как медаль "За безупречную службу" 3 степени.
Согласно разъяснениям пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 4 постановления от 31 октября 1995 года N8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, представленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная правовая оценка. Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты - Мансийского районного суда от 03 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Юры - без удовлетворения.
Председательствующий судья: И.М.Оспичев
Судьи: Д.П.Захаров
Д.Н.Гудожников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.