Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г., рассмотрев дело по ч.1 ст. 18.15 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Контур" по жалобе его представителя - Холопова А.И. на постановление судьи Ямальского районного суда от 3 декабря 2012 года, которым на ООО "Контур" наложен штраф в размере "данные изъяты" рублей,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Контур" (Далее - Общество) привлечено к административной ответственности за то, чтопривлекло к осуществлению работ по ремонту "Спального корпуса Салемальской школы-интернат", расположенного по адресу: "адрес", в должности маляра гражданина Республики ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при отсутствии у него разрешения на работу, чем нарушило п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
В жалобе представитель Общества Холопов А.И. просит об отмене постановления, указывая на то, что внеплановая проверка, проведенная сотрудниками УФМС России по ЯНАО проведена с грубым нарушением установленных законодательством требований, собранные доказательства являются недействительными и не могут быть приняты судом как доказательства по делу; указывает, что в адрес Общества не было направлено извещение с датой и временем составления протокола об административном правонарушении, что лишило возможности дать объяснения по делу. Кроме того, указывает, на нарушении территориальной подсудности при рассмотрении дела.
Проверив материалы дела, заслушав заявителя Холопова А.И. по доводам жалобы, обсудив их, нахожу решение подлежащим отмене с прекращением производства по делу в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об АП.
Согласно рапорту инспектора ОИК УФМС Крицкого Р.А. от 22.08. 2012 года ему 22.08. 2012 г. стало известно от неизвестного гражданина о том, что в п. Салемал Ямальского района иностранными гражданами осуществляется ремонт спального корпуса Салемальской школы-интернат.
Распоряжением Врио заместителя начальника управления- начальника отдела иммиграционного контроля Саулина И.А. от 22 августа 2012 года N 178 назначено проведение проверки в отношении иностранных граждан по соблюдению миграционного законодательства при осуществлении трудовой деятельности с указанием места нахождения: ЯНАО, Ямальский район, п. Салемал, ул. Первомайская, д.19 (Спальный корпус школа-интернат). В качестве правовых оснований в распоряжении имеется ссылка на ФЗ N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В процессе проверки запланированы следующие мероприятия: провести выезд к объекту проверки, проверка документов, опрос лиц, иные мероприятия по фиксации правонарушений. Срок проведения проверки установлен в 7 дней: с 22.08. 2012 г. по 30.08.2012 г.
Согласно акту проверки N 178 от 22.08. 2012 г. составленному в "адрес" в 12 час. 30 мин. проверка осуществлена 22.08. 2012 г. с 11 час. 50 мин до 12 час. 30 мин. с выявлением 3 административных правонарушений по ст. 18.10 КоАП РФ, совершённых гражданами Республики Молдова.
В деле имеется протокол об административном правонарушении N 399 от 22.08. 2012 г. и постановление о назначении административного наказания от 22.08. 2012 г. по ст. 18.10 Кодекса РФ об АП в отношении гражданина Р-ки Молдовы ФИО1. В своём объяснении ФИО1 А. указал на то, что разрешение на работу оформить не успел, на работу был привлечён ООО "Контур". В протоколе и постановлении указано, что они составлены в с. Салемал.
Определением от 27 августа 2012 года N 34 инспектором отдела иммиграционного контроля УФМС Крицким Р.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.15 Кодекса РФ об АП в отношении ООО "Контур" с проведением по нему административного расследования.
Определением от 27 сентября 2012 года Врио начальника управления УФМС Саулиным И.А. продлён срок проведения административного расследования по делу на 1 месяц - до 27 октября 2012 года.
Определением от 2 ноября 2012 года дело направлено в Салехардский городской суд.
Определением судьи Салехардского городского суда от 7 ноября 2012 года передано по подведомственности в Ямальский районный суд.
Принимая решение о прекращении производства по делу, исхожу из следующего.
Согласно принципу законности, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. 1.6 Кодекса РФ об АП).
Как следует из материалов дела, в первую очередь, из содержания приведённых выше решений должностных лиц, вменённое Обществу нарушение выявлено в ходе внеплановой проверки.
Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 28.12. 2008 года N 294-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Из пунктов 1, 3 и 4 части 2 этой же статьи следует, что Федеральным законом устанавливается:
порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Организация и проведение внеплановой проверки регламентирована статьёй 10 ФЗ N 294.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (часть 1)
В части 2 указаны основания проведения внеплановой проверки.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (часть 3 этой же статьи).
Имевшая по делу место внеплановая проверка в отношении ООО "Контур", в ходе которой был привлечён к административной ответственности гражданин Молдовы ФИО1 проведена с нарушением ФЗ N 294.
Кроме того, проверка проведена и с нарушением требований Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда", утв. Приказом МВД и Федеральной миграционной службы от 30.04. 2009 г. N 338/97, согласно пункту 4 которого:
Проверкой является совокупность действий должностных лиц подразделений системы ФМС России и органов внутренних дел Российской Федерации, связанных с контролем за исполнением требований миграционного законодательства Российской Федерации проверяемым объектом в связи с нахождением иностранного гражданина на территории Российской Федерации, осуществлением необходимых исследований, экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проверки.
Объектами проверки (далее - проверяемые объекты) являются физическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, заказчик работ (услуг), транспортное средство, включая транспортные маршруты международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта, место пребывания (проживания) иностранных граждан (данное понятие используется в целях настоящего Административного регламента).
В случае выявления нарушения положений миграционного законодательства Российской Федерации, допущенных иностранными гражданами в местах проживания (пребывания), установленных по адресу, указанному в распоряжении, при выявлении факта осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации назначается проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо заказчика работ (услуг), привлекающих иностранных работников в Российскую Федерацию и использующих их труд. (пункт 22.1.2)
Из материалов дела следует, что издание Распоряжения о внеплановой выездной проверки было использовано как повод для привлечения к административной ответственности граждан Молдова на проверяемом объекте ООО "Контур", проверка в отношении Общества в порядке, установленном выше не проводилось.
Согласно ч.1 ст. 20 ФЗ N 294 результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с ч.3 ст. 26.2 Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Установленное вышеуказанное нарушение является достаточным основанием для прекращения дела.
Кроме этого, по делу допущены и другие нарушения закона.
В соответствии с ч.1 ст. 28.7 Кодекса РФ об АП административное расследование проводится, если после выявления административного правонарушений, указанных в этой части, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
Такие указанные процессуальные действия по делу в ходе административного расследования не проводились.
О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (части 1, 3, 4 Кодекса РФ об АП).
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Контур" составлен 30 октября 2012 года, тогда как указано выше, определением от 27.09. 2012 г. срок проведения административного расследования по делу продлевался до 27.10. 2012 года.
Следовательно, обязательное для исполнения должностным лицом процессуальное действие - составление итогового до его рассмотрения по существу решения, которое является основным по делу доказательством в силу ч.2 ст. 26.2 Кодекса РФ об АП, без наличия которого невозможно привлечение к административной ответственности, произведено в нарушение ст. 1.6 и является недопустимым доказательством в силу требования ч.3 ст. 26.2 Кодекса РФ об АП.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В указанных обстоятельствах, дело должно быть прекращено в силу действия вышеуказанной нормы.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого АО по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.15 Кодекса РФ об АП, в отношении юридического лица - ООО "Контур" отменить и производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об АП, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, жалобу представителя Холопова А.И. удовлетворить.
Судья /подпись/
Копия верна: судья И.Г. Домрачев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.