Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Кориковой Н.И.
судей Кучинской Е.Н., Малининой Л.Б.,
с участием прокурора Макаровой Н.Т.
при секретаре Сафоновой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Тюменской области на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 06 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Иск Заводоуковского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Подомарчука Д.Ю. к Правительству Тюменской области и Администрации Заводоуковского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Подомарчуку Д.Ю, "......." года рождения, по месту его жительства на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области благоустроенного жилого помещения вне очереди по договору социального найма, общей площадью не менее 18 кв. м., отвечающего установленным требованиям.
Обязать Администрацию Заводоуковского городского округа, после обеспечения Правительством Тюменской области предоставления Д. Ю. Подомарчуку вышеуказанного жилого помещения, принять решение о предоставлении Подомарчуку Д.Ю. по месту его жительства на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области благоустроенного жилого помещения вне очереди по договору социального найма, общей площадью не менее 18 кв. м., отвечающего установленным требованиям".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Малининой Л.Б., пояснения прокурора Макаровой Н.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заводоуковский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Подомарчука Д.Ю. к Правительству Тюменской области и администрации Заводоуковского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что Подомарчук Д.Ю., является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать - Подомарчук Любовь Григорьевна - умерла 26.07.2001 года, отец - Подомарчук Юрий Сергеевич - умер 11.05.2001 года.
Постановлением Главы администрации Заводоуковского городского округа от 19.09.2001 года N 680 истец поставлен на регистрационный учёт в администрации Заводоуковского района на получение внеочередного жилья, однако в период после выпуска из образовательного учреждения - МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" г. Заводоуковска с 17.06.2010 года жилым помещением на условиях социального найма не обеспечен. Номер очереди на получение жилья на условиях социального найма во внеочередном списке - N 14.
Истец временно зарегистрирован по адресу: "......." тёти Маштаковой О.А., закреплённого за ним жилья нет. Ссылаясь на ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.ст. 7, 19, 23 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", ст. 27 Закона Тюменской области от 09.11.2011 года N 71 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", ст. 45 ГПК РФ, просит обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Подомарчуку Д.Ю., благоустроенного жилого помещения вне очереди по договору социального найма, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающего установленным требованиям по месту его жительства на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области. Обязать администрацию Заводоуковского городского округа, после обеспечения Правительством Тюменской области предоставления истцу вышеуказанного жилого помещения, принять решение о предоставлении данного жилого помещения Подомарчуку Д.Ю. вне очереди по договору социального найма.
В судебном заседании в суде первой инстанции помощник Заводоуковского межрайонного прокурора Мусаипова Э.Ж., истец исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Заводоуковского городского округа Литовченко А.В. в судебном заседании в суде первой инстанции исковые требования не признал.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание в суд первой инстанции не явился при надлежащем извещении, направил в суд возражения, в которых указал, что исковые требования не признает и просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в судебное заседание в суд первой инстанции не явился при надлежаще извещении.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области, в лице представителя Сергеенковой Л.Ю., подав апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. Полагает, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что, обязывая Правительство Тюменской области обеспечить истцу предоставление жилого помещения, суд не учёл, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Выражая несогласие с возложением обязанности по обеспечению истца жильем на высший исполнительный орган государственной власти Тюменской области, указывает, что суд не принял во внимание, что Правительство Тюменской области Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области обязанности по реализации жилищной политики, в том числе отдельным категориям граждан, возложило на главное управление строительства Тюменской области, которое является получателем бюджетных средств на приобретение жилья эконом-класса для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Считает, что суд неверно истолковал статью 8 Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку данной нормой установлено, что обеспечение детей-сирот жилой площадью осуществляется органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, но реализация данного расходного обязательства законом не отнесена к исключительной компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим полагает, что обязательство по обеспечению предоставления истцу жилого помещения должно быть возложено на главное управление строительства Тюменской области. Обязав Правительство Тюменской области обеспечить предоставление истцу жилого помещения, суд не принял во внимание, что этот орган государственной власти не уполномочен на предоставление жилья детям-сиротам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора Макаровой Н.Т., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Подомарчук Д.Ю., "......." г.р. является лицом из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что мать Подомарчук Л.Г. умерла ".......", отец Подомарчук Ю.С. умер "......." При этом, истец закрепленного жилья не имеет, состоит на учете в администрации Заводоуковского городского округа для получения внеочередного жилья по договору социального найма.(л.д. 8-11, 23)
Постановлением главы администрации Заводоуковского городского округа от 19.09.2001 г. N 680 опекуном над истцом назначена Маштакова О.А.
Подомарчук Д.Ю. состоит в администрации Заводоуковского городского округа на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 10.09.2001 г. По состоянию на 19.09.2012 г. его очередь в общем списке N 800, во внеочередном - 14.(л.д.22)
Истец не имеет жилого помещения, как на праве собственности, так и закрепленного за ним жилого помещения по договору социального найма. Право на приватизацию жилья им не использовано. (л.д. 18-21)
Имеющиеся в материалах дела выписки из приказов N 05/1 от 07 сентября 2000 года и N 78/0 от 17 июня 2010 года; копии аттестата 72 БВ 0008676 об основном общем образовании с приложением к аттестату об общем образовании 72 БВ 0008676 подтверждают факт обучения с 1 сентября 2000 года по 17 июня 2010 года Подомарчука Д.Ю. в МАОУ "СОШ N 4".(л.д. 12-16)
Суд первой инстанции, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 57, частями 1, 2, 3 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года, п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 7 Закона Тюменской области N 137 от 07 октября 1999 года "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", а также учитывая положения ст. ст. 27,43 Закона Тюменской области от 09 ноября 2011 года N 71 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (с приложением), пришел к выводу, что у истца, как у лица, нуждающегося в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Полномочиями по принятию решения о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области в настоящее время обладает администрация Заводоуковского городского округа Тюменской области, а на Правительство Тюменской области возлагается обязанность обеспечить такое предоставление.
Учитывая положения указанных выше правовых норм, судебная коллегия находит верными указанные выводы суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.
Так, довод апелляционной жалобы о неправомерности возложения на Правительство Тюменской области обязанности по обеспечению предоставления истцу жилого помещения не основан на законе.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Как следует из содержания части 2 статьи 5 Закона Тюменской области от 05 июля 2000 года N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области", органы исполнительной власти Тюменской области обеспечивают исполнение федеральных и областных законов, регулирующих жилищные отношения, и принимают на их основе соответствующие нормативные правовые и правовые акты.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что полномочия, предусмотренные частью 2, осуществляются Правительством Тюменской области, органами исполнительной власти Тюменской области в пределах их компетенции.
В силу частей 1, 7 статьи 41 Устава Тюменской области, Правительство Тюменской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. При этом в компетенцию Правительства области входит управление и распоряжение собственностью Тюменской области в соответствии с областными законами, а также управление федеральной собственностью, переданной в управление Тюменской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. "и" ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 15 Закона Тюменской области от 12 октября 2001 года N 426 "О бюджетном процессе Тюменской области", исполнение областного бюджета обеспечивается Правительством области, при этом последнее осуществляет правовое регулирование бюджетного процесса, устанавливает и исполняет расходные обязательства областного бюджета.
Регламентом Правительства Тюменской области (постановление Правительства Тюменской области от 20 сентября 2007 года N 220-п), предусмотрено, что Правительство Тюменской области организует исполнение законодательства Российской Федерации, осуществляет систематический контроль над выполнением органами исполнительной власти области, формируемыми Правительством, их полномочий (п.1.5).
То обстоятельство, что Положением о главном управлении строительства Тюменской области (утв. Постановлением Правительством Тюменской области от 01 июня 2009 года N 146-п), Управление наделено полномочиями по обеспечению условий для осуществления гражданами прав на жилище и по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, не свидетельствует об освобождении ответчика от полномочий, возложенных на него вышеуказанными нормами закона.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит вывод суда о возложении обязанности по обеспечению предоставления жилого помещения на Правительство Тюменской области правильным, основанным на нормах действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о нарушении принятым судом решением прав иных лиц, вставших на учет нуждающихся ранее истца, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку истец в силу закона имеет право на обеспечение жильем без учета какой-либо очередности и вне зависимости от наличия или отсутствия такого же права у иных граждан, имеющих одинаковый с ним статус.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в постановленном по делу решении.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 06 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.