Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Кориковой Н.И.
судей Кучинской Е.Н., Малининой Л.Б.,
с участием прокурора Сипиной С.Ю.
при секретаре Сафоновой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Правительства Тюменской области на решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от 01 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Иск Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах Долгоруковой Д.В. к Правительству Тюменской области и Администрации Ялуторовского района Тюменской области - удовлетворить в полном объеме.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Долгоруковой Д.В. благоустроенного жилого помещения на территории Ялуторовского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать Администрацию Ялуторовского муниципального района Тюменской области принять решение о предоставлении Долгоруковой Д.В., 30 мая 1988 года рождения, уроженке с. Новая Заимка Заводоуковского района Тюменской области, благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области на территории Ялуторовского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.метров, а также заключить с Долгоруковой Д.В. договор социального найма на такое жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Малининой Л.Б., пояснения прокурора Сипиной С.Ю., истца Долгоруковой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области обратился в суд с иском в интересах Долгоруковой Д.В. к Правительству Тюменской области, Администрации Ялуторовского района Тюменской области о возложении обязанности обеспечить предоставление благоустроенного жилого помещения на территории Ялуторовского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 кв. метров, из государственного жилищного фонда Тюменской области, о возложении обязанности на Администрацию Ялуторовского района Тюменской области принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области на территории Ялуторовского района по договору социального найма, площадью не менее 18 кв. метров, и о заключении договора социального найма на такое жилое помещение. В обоснование иска указал, что Долгорукова С.В. (Баютина до брака) является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Баютина Т.И. умерла 28.09.1998 г., отец Баютин В.В. умер 10.05.1991 г. Постановлением главы Ялуторовского района от 21 декабря 2007 г. N 1908-п истица поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа детей-сирот, однако по настоящее время жилым помещением на условиях социального найма не обеспечена. Ссылаясь на нормы ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 7, 23 Закона Тюменской области от 07.10.1999 г. N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", полагает, что Правительство Тюменской области обязано вне очереди обеспечить Долгорукову С.В. жилой площадью не менее установленных социальных норм, то есть не менее 18 кв.м. В настоящее время номер очереди Долгоруковой С.В. на получение жилья на условиях социального найма во внеочередном списке - 114. Долгорукова С.В. по месту жительства зарегистрирована по адресу: Тюменская область, Ялуторовский район, с. Киево, ул. Трактовая, д. 57, однако закрепленного за ней жилья нет, в связи с чем, она имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью не менее установленных социальных норм. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
В судебном заседании в суде первой инстанции помощник Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области Исхакова М.Г. исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец Долгорукова С.В. в судебном заседании заявленные Ялуторовским межрайонным прокурором в её интересах исковые требования поддержала в полном объёме, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание в суд первой инстанции не явился при надлежащем извещении, направил в суд ходатайство о замене ненадлежащего ответчика в лице Правительства Тюменской области на Главное управление строительства Тюменской области, исковые требования не признает.
Представитель ответчика Администрации Ялуторовского района Тюменской области в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, представил суду возражения на исковое заявление, в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что внеочередное предоставление жилого помещения, нарушит права на получение жилья впереди стоящих в очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (л.д.25)
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Правительство Тюменской области, в лице представителя Сергеенковой Л.Ю., подав апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. Полагает, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что, обязывая Правительство Тюменской области обеспечить истцу предоставление жилого помещения, суд не учёл, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Выражая несогласие с возложением обязанности по обеспечению истца жильем на высший исполнительный орган государственной власти Тюменской области, указывает, что суд не принял во внимание, что Правительство Тюменской области Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области обязанности по реализации жилищной политики, в том числе отдельным категориям граждан, возложило на главное управление строительства Тюменской области, которое является получателем бюджетных средств на приобретение жилья эконом-класса для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Считает, что суд неверно истолковал статью 8 Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку данной нормой установлено, что обеспечение детей-сирот жилой площадью осуществляется органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, но реализация данного расходного обязательства законом не отнесена к исключительной компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим полагает, что обязательство по обеспечению предоставления Долгорукова С.В. жилого помещения должно быть возложено на главное управление строительства Тюменской области. Обязав Правительство Тюменской области обеспечить предоставление истцу жилого помещения, суд не принял во внимание, что этот орган государственной власти не уполномочен на предоставление жилья детям-сиротам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора Сипиной С.Ю., истца Долгоруковой С.В. просивших оставить решение без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Долгорукова С.В. (до брака Баютина), 30.05.1988 г., является лицом из числа детей-сирот, поскольку ее мать Баютина Т.И. умерла 28.09.1988 г., отец - Баютин В.В. умер 27.04.1991 г. Истице после его заключения брака присвоена фамилия Долгорукова. (л.д. 14,22)
Истица и члены ее семьи не имеют жилого помещения, принадлежащего им как на праве собственности, так и закрепленного за ними жилого помещения по договору социального найма.(л.д. 18, 29, 46-48)
Долгорукова С.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Ялуторовскому району на основании постановления главы администрации Ялуторовского района Тюменской области от 21 декабря 2007 г. N 1908-п, по состоянию на 19 сентября 2012 года ее очередь в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа детей-сирот составляет N 114.(л.д. 11-12)
Долгорукова С.В. зарегистрирована и проживает по адресу: "......." и имеет состав семьи: Долгорукова О.Д. "......." г.р., племянник Гузов Т.Д. ".......".р., сестра мужа Гузова А.А., "......." г.р., муж Долгоруков В.А. 15.07.1983 г.р., сын Долгоруков Д. В. 08.11.2009 г.р., дочь Долгорукова А.В. 19.12.2011 г.р., сестра мужа Терещенко А.А. 20.01.1995 г.р., племянник Терещенко М.А, 29.01.2012 г.р.
Истица окончила ГОУ ВПО "Тюменский нефтегазовый университет" с получением профессионального образования по профессии "Повар-кондитер". (л.д. 23)
Суд первой инстанции, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года, п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", частями 1, 2, 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Закона Тюменской области N 137 от 07 октября 1999 года "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", ст. 27 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (с приложением), пришел к выводу, что у Долгоруковой С.В., как у лица, нуждающегося в жилом помещении, после окончания среднего профессионального образовательного учреждения, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 кв.м. общей площади.
Полномочиями по принятию решения о предоставлении Долгоруковой С.В. жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области в настоящее время обладает Администрация Ялуторовского района Тюменской области, а на Правительство Тюменской области возлагается обязанность обеспечить такое предоставление.
Учитывая положения указанных выше правовых норм, судебная коллегия находит верными указанные выводы суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда по существу требований не опровергают, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, имеющихся в материалах дела, что в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены решения в апелляционном порядке
Так, довод апелляционной жалобы о неправомерности возложения на Правительство Тюменской области обязанности по обеспечению предоставления истице жилого помещения необоснован, так как частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Правительство Тюменской области Постановлением от 01 июня 2009 года N 146-п утвердило Положение о главном управлении строительства Тюменской области, в соответствии с которым главное управление является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорожного хозяйства.
Постановлением Правительства Тюменской области от 24 апреля 2006 года N 101-п "О реализации полномочий в области жилищных отношений" определено, что главное управление строительства Тюменской области в целях реализации вышеуказанных законов и областных целевых программ осуществляет: принятие решения об утверждении номенклатуры жилых помещений (количество, площадь и наименование муниципального образования), необходимых для приобретения (строительства), для граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений из государственного жилищного фонда Тюменской области социального использования в текущем году на основании списков, представленных органами местного самоуправления в рамках реализации долгосрочной целевой программы; принятие решения об утверждении номенклатуры жилых помещений (количество, площадь и наименование муниципального образования) с указанием категории граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда Тюменской области; ежеквартальное утверждение среднерыночной стоимости одного квадратного метра жилья на территории Тюменской области; приобретение квартир в собственность Тюменской области, самостоятельно, либо через уполномоченное в установленном законом порядке лицо путем заключения договора купли-продажи, договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома или договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору; иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Губернатора и Правительства Тюменской области.
Между тем, предоставление жилья детям из числа детей-сирот, обеспечение предоставления такого жилья за счет средств субъекта Российской Федерации либо заключение договора социального найма к полномочиям главного управления строительства Тюменской области данными нормативными правовыми актами не отнесено.
Довод апелляционной жалобы о нарушении принятым судом решением прав иных лиц, вставших на учет нуждающихся ранее истца, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку истица в силу закона имеет право на обеспечение жильем без учета какой-либо очередности и вне зависимости от наличия или отсутствия такого же права у иных граждан, имеющих одинаковый с ней статус.
Поскольку доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат сведений об обстоятельствах, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от 01 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.