Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Кориковой Н.И.
судей Кучинской Е.Н., Малининой Л.Б.,
с участием прокурора Макаровой Н.Т.
при секретаре Сафоновой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Тюменской области на решение Бердюжского районного суда Тюменской области от 08 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Бердюжского района Тюменской области в интересах Игасинова А.К. удовлетворить полностью.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Игасонову А.К. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории ".......", общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать администрацию Бердюжского муниципального района Тюменской области по обеспечению Правительством Тюменской области предоставления Игасинову А.К. жилого помещения принять решение о предоставлении Игасинову А.К. вне очереди по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории ".......", общей площадью не менее 18 кв.м. м. и заключить договор социального найма жилого помещения с Игасиновым А.К. на такое жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Малининой Л.Б., пояснения прокурора Макаровой Н.Т.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Бердюжского района Тюменской области обратился в суд с иском в интересах Игасинова А.К. к Правительству Тюменской области и администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указал, что Игасинов А.К. является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Игасинова Т.В. умерла 26.03.2006 года, отец Игасинов К.К. умер 5.12.2010 года. Решением жилищно-бытовой комиссии администрации Бердюжского муниципального района от 23.12.2011 года "......." истец поставлен на льготную очередь детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В июне 2012 года Игасинов А.К. закончил свое обучение в ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный нефтегазовый университет. В настоящее время временно проживает в арендованном им жилом помещении, соответствующим жильем до настоящего времени не обеспечен, хотя Правительство Тюменской области обязано предоставить ему жилое помещение вне очереди, а Администрация в свою очередь, обязана принять решение о предоставлении жилого помещения и заключить с ним договор социального найма.
В судебном заседании в суде первой инстанции заместитель прокурора Бердюжского района Тюменской области Ануфриев А.М., истец исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Бердюжского района Сергеева С.М. с исковыми требованиями согласилась.
Представитель ответчика администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области Матвеева Е.С. в судебном заседании в суде первой инстанции исковые требования не признала.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание в суд первой инстанции не явился при надлежащем извещении, представил возражения, в которых указал, что исковые требования не признает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Правительство Тюменской области, в лице представителя Сергеенковой Л.Ю., подав апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. Полагает, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что, обязывая Правительство Тюменской области обеспечить истцу предоставление жилого помещения, суд не учёл, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Выражая несогласие с возложением обязанности по обеспечению истца жильем на высший исполнительный орган государственной власти Тюменской области, указывает, что суд не принял во внимание, что Правительство Тюменской области Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области обязанности по реализации жилищной политики, в том числе отдельным категориям граждан, возложило на главное управление строительства Тюменской области, которое является получателем бюджетных средств на приобретение жилья эконом-класса для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Считает, что суд неверно истолковал статью 8 Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку данной нормой установлено, что обеспечение детей-сирот жилой площадью осуществляется органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, но реализация данного расходного обязательства законом не отнесена к исключительной компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим полагает, что обязательство по обеспечению предоставления Игасинову А.К. жилого помещения должно быть возложено на главное управление строительства Тюменской области. Обязав Правительство Тюменской области обеспечить предоставление истцу жилого помещения, суд не принял во внимание, что этот орган государственной власти не уполномочен на предоставление жилья детям-сиротам. Кроме того, указано, что судом не разрешено ходатайство, поданное до начала судебного заседания, в котором представитель ответчика ставит вопрос о замене ненадлежащего ответчика на Главное управление строительства по Тюменской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора Макарову Н.Т., просившего оставить решение без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Игасинов А.К. "......." г.р., уроженец "......." является лицом из числа детей-сирот, поскольку его мать Игасинова Т.В., умерла "......." отец Игасинов К.К. умер "......." (л.д. 16-17, 29)
Распоряжением администрации Кетовского района Курганской области N 129-р от 14.04.2006 г. в связи со смертью матери, с учетом того, что отец истца в то время являлся инвалидом 1 группы, над истцом учреждена опека. Опекуном назначена сестра Игасинова Ю.К. (л.д. 24-25)
Также судом установлено, что Игасинов А.К. является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок сирота с "......." Льготная очередь "......." (л.д. 19, 73)
Игасинов А.К. обучался по очной форме обучения 3 года в ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный нефтегазовый университет", закончив в июне 2012 года обучение. (л.д. 13, 14)
Истец не имеет жилого помещения, как на праве собственности, так и закрепленного за ним жилого помещения по договору социального найма. Право на приватизацию жилья им не использовано. (л.д. 20-23,72)
a1 зарегистрирован и проживает по адресу: "......." на основании договора найма жилого помещения от 28.07.2011 г. в жилом помещении, принадлежащем Никонову А.П. (л.д. 26, 27)
Суд первой инстанции, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 57, частями 1, 2, 3 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ".......", п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 7 Закона Тюменской области N 137 от 07 октября 1999 года "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", а также учитывая положения ст. ст. 27,43 Закона Тюменской области от "......." "......." "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (с приложением), пришел к выводу, что у a1, как у лица, нуждающегося в жилом помещении, после окончания среднего профессионального образовательного учреждения, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 кв.м. общей площади. Полномочиями по принятию решения о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области в настоящее время обладает Администрация Бердюжского муниципального района Тюменской области, а на Правительство Тюменской области возлагается обязанность обеспечить такое предоставление.
Учитывая положения указанных выше правовых норм, судебная коллегия находит верными указанные выводы суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.
Так, довод апелляционной жалобы о неправомерности возложения на Правительство Тюменской области обязанности по обеспечению предоставления истцу жилого помещения не основан на законе.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Как следует из содержания части 2 статьи 5 Закона Тюменской области от 05 июля 2000 года N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области", органы исполнительной власти Тюменской области обеспечивают исполнение федеральных и областных законов, регулирующих жилищные отношения, и принимают на их основе соответствующие нормативные правовые и правовые акты.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что полномочия, предусмотренные частью 2, осуществляются Правительством Тюменской области, органами исполнительной власти Тюменской области в пределах их компетенции.
В силу частей 1, 7 статьи 41 Устава Тюменской области, Правительство Тюменской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. При этом в компетенцию Правительства области входит управление и распоряжение собственностью Тюменской области в соответствии с областными законами, а также управление федеральной собственностью, переданной в управление Тюменской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. "и" ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 15 Закона Тюменской области от 12 октября 2001 года N 426 "О бюджетном процессе Тюменской области", исполнение областного бюджета обеспечивается Правительством области, при этом последнее осуществляет правовое регулирование бюджетного процесса, устанавливает и исполняет расходные обязательства областного бюджета.
Регламентом Правительства Тюменской области (постановление Правительства Тюменской области от 20 сентября 2007 года N 220-п), предусмотрено, что Правительство Тюменской области организует исполнение законодательства Российской Федерации, осуществляет систематический контроль над выполнением органами исполнительной власти области, формируемыми Правительством, их полномочий (п.1.5).
То обстоятельство, что Положением о главном управлении строительства Тюменской области (утв. Постановлением Правительством Тюменской области от 01 июня 2009 года N 146-п), Управление наделено полномочиями по обеспечению условий для осуществления гражданами прав на жилище и по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, не свидетельствует об освобождении ответчика от полномочий, возложенных на него вышеуказанными нормами закона.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит вывод суда о возложении обязанности по обеспечению предоставления жилого помещения на Правительство Тюменской области правильным, основанным на нормах действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о нарушении принятым судом решением прав иных лиц, вставших на учет нуждающихся ранее истца, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку истец в силу закона имеет право на обеспечение жильем без учета какой-либо очередности и вне зависимости от наличия или отсутствия такого же права у иных граждан, имеющих одинаковый с ним статус.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в постановленном по делу решении.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бердюжского районного суда Тюменской области от 08 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.