Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Решетниковой И.Ф.,
судей Еремина В.А., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Кирющенко У.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 2 октября 2012 года по делу по иску Щербинина С.Н., Щербининой О.П. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, администрации города Алейска Алтайского края о признании недействительным пункта постановления Администрации города Алейска Алтайского края, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ N жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", - был включен в перечень объектов федерального недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за ***
Щербинина О.П. и Щербинин С.Н. находились в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ. Щербинина О.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности ***, переименованной в последующем в *** а Щербаков С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в указанной организации в должности ***
В период трудовых отношений с *** ДД.ММ.ГГГГ им была предоставлена квартира N ***, расположенная на территории ***
В период трудовых отношений с *** в целях улучшения жилищных условий на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ Щербинину С.Н. была предоставлена квартира N *** на семью, состоящую из 4 человек, а именно: Щербинина С.Н., супругу Щербинину О.П., дочерей ***
Вследствие реорганизации *** истец Щербинина О.П. была уволена из *** в связи с сокращением штатов ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации г.Алейска от ДД.ММ.ГГГГ N квартира N "адрес" включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства *** от ДД.ММ.ГГГГ N N
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" с заявлением о передаче в собственность спорной квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" отказало Щербинину С.Н. в передаче квартиры в собственность на том основании, что полномочия по приватизации жилых помещений ему не делегированы.
ДД.ММ.ГГГГ ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" так же отказало Щербинину С.Н. в передаче квартиры в собственность на том основании, что жилое помещение является служебным, в связи с чем не подлежит приватизации.
Щербинин С.Н., Щербинина О.П. обратились в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России), Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (ФГУ "Центррегионжилье" Минобороны России), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, администрации города Алейска Алтайского края о признании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" - неслужебным, признании за ними права равной долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации, признании незаконным и отмене пункта 36 Приложения N 1 постановления администрации города Алейска Алтайского края N N от ДД.ММ.ГГГГ "О включении свободных жилых помещений в число служебных" в части включения в число служебных квартир квартиры N "адрес"
В обоснование требований указано, что распоряжением Правительства РФ N 1779-р от 11 октября 2011 года "адрес" исключен из перечня "адрес". В ордере на вселение от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение указано как постоянное, ордер не содержит сведений о том, что жилое помещение относится к числу служебных. Вместе с тем, из архивной справки администрации г.Алейска от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что жилое помещение было отнесено к числу служебных постановлением администрации г.Алейска от ДД.ММ.ГГГГ N. Признание квартиры служебной в период проживания истцов нарушает их права, полагают, что спорное жилое помещение предоставлялось им на условиях договора социального найма, а не по договору найма служебного помещения. При таких обстоятельствах отказ в приватизации квартиры является незаконным.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 2 октября 2012 года иск удовлетворен.
Признан незаконным и отменен пункт N Приложения N постановления администрации города Алейска Алтайского края N от ДД.ММ.ГГГГ "О включении свободных жилых помещений в число служебных" в части включения в число служебных квартир квартиры номер "адрес"
Признано за Щербининым С.Н., Щербининой О.П. право пользования жилым помещением квартирой N"адрес" на условиях договора социального найма.
Признано за Щербининым С.Н., Щербининой О.П. право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение в виде квартиры, общей площадью *** кв.м, жилой площадью *** кв.м, номер "адрес"
В апелляционной жалобе ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, в обоснование указывает, что спорное жилое помещение было выделено истцам на период трудовых отношений, в связи с чем проживание в жилом помещении не может приравниваться к проживанию на условиях социального найма. Наличие или отсутствие присвоенного в установленном порядке статуса "служебное" жилому помещению не тождественно понятию служебное жилое помещение, предоставленное на время исполнения трудовых обязанностей. В данном случае отнесение к служебному жилому помещению означает принадлежность спорного жилого помещения иному лицу и предоставление жилого помещения работнику на время исполнения им трудовых обязанностей. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных лиц, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью Министерства обороны РФ, и такие граждане не имеют право проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации.
Выводы суда относительно документа, на основании которого истцы проживают в спорном жилом помещении, необоснованны, поскольку истцами представлен талон к ордеру N N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором действительно отсутствуют сведения об отнесении квартиры к числу служебных. Однако, документом, подтверждающим проживание в жилом помещении в соответствии со ст.47 ЖК РСФСР является ордер, а не талон к ордеру.
В уточненном исковом заявлении истцами не указаны обстоятельства, на которых они основывают требование об отмене пункта 36 Приложения N 1 к постановлению администрации г.Алейска, не смотря на это суд принял требование к своему производству и рассмотрел по существу.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу п.1 ст.296 ГК РФ казенное учреждение владеет и пользуется закрепленным на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением имущества. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" полномочия по распоряжению жилищным фондом Вооруженных Сил РФ переданы Министерству обороны РФ, в связи с чем передающей стороной по договору приватизации квартиры может быть только Министерство обороны РФ.
Полномочия по распределению жилых помещений, заключению и расторжению договоров социального найма, решению других вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями военнослужащих приказом МО РФ от 18.11.2010г. N 1550 возложены на Департамент жилищного обеспечения РФ, который свои полномочия осуществляет через специализированные организации ***. На территории Алтайского края функции по согласованию вопросов приватизации жилья осуществляет ***
Суд не исследовал вопрос о том, обращались ли истцы с соответствующими требованиями во *** в связи с чем отсутствовали основания полагать, что право истцов на приватизацию было нарушено.
Рассмотрев дело в соответствии с абзацем первым ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав пояснения истцов, их представителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что на момент присвоения спорному жилому помещению статуса служебного, оно было предоставлено во владение и пользование истцов, то есть не являлось свободным, в связи с чем ему не мог быть присвоен статус служебного; истцы занимают жилое помещение по договору социального найма, ранее право на приватизацию не использовали, в связи с чем отказ в приватизации является незаконным.
Судебная коллегия выводы суда находит обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными с правильным применением норм материального права.
В соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Так из обстоятельств дела следует, что квартира предоставлена истцам во владение и пользование ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждение чего представлен талон к ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ***. Согласно выписке из поквартирной карточки истцы проживают в квартире с ДД.ММ.ГГГГ
В число служебных спорная квартира включена на основании ходатайства "адрес" постановлением Администрации города Алейска Алтайского края только ДД.ММ.ГГГГ, при этом в постановлении указано, что жилое помещение является свободным, что действительности не соответствовало.
Согласно ст.101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцам жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Суд пришел к правомерному выводу о том, что жилые помещения при установлении им статуса служебных должны быть свободными, то есть не распределенными конкретным лицам и незаселенными ими.
Ответчиками не предоставлено доказательств того, что на момент предоставления квартиры истцам она имела статус служебной.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение становится служебным по факту предоставления его на время исполнения трудовых обязанностей независимо от присвоения в установленном порядке статуса служебного, основан на неверном толковании норм материального права.
Довод жалобы о том, что на Минобороны России не лежит обязанности по обеспечению жильем гражданского персонала, на законность решения не влияет, поскольку из обстоятельств дела следует, что в период трудовых отношении с Минобороны России квартира истцам была предоставлена по договору социального найма.
Судебной коллегией не принимается довод жалобы о том, что суд необоснованно принял во внимание талон к ордеру на право занятия жилого помещения, что надлежащим средством доказывания является сам ордер, поскольку в силу ст.55 Гражданского процессуального кодекса РФ сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, могут быть получены из объяснений сторон, третьих лиц, письменных и вещественных доказательств. Талон к ордеру является письменным доказательством, оцененным судом в совокупности с другими доказательствами, на основе которых он пришел к выводу об отсутствии у жилого помещения на момент предоставления истцам статуса служебного. Из представленных доказательств иного не следует.
Кроме того, в 2011 году в результате реорганизации имело место присоединение *** к ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России. По передаточному акту от 1 апреля 2011 года *** передала ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России имущество, документацию, свои права и обязанности, в том числе жилой дом N "адрес". Обязанность по представлению доказательств в обоснование своих возражений против иска лежит на ответчике, с учетом изложенного именно ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, оспаривая талон к ордеру, должно было предоставить ордер. Таким образом, довод жалобы безосновательно направлен на переоценку доказательств.
Не соответствует обстоятельствам дела довод жалобы о том, что истцами не указаны основания требования о признании незаконным пункта N Приложения N к постановлению администрации г.Алейска. Правовые и фактические основания заявленного требования изложены в как первоначальном, так и в уточненном исковых заявлениях, а также в пояснениях стороны истца в ходе судебного разбирательства, в связи с чем у суда не имелось оснований к отказу в принятии к производству уточненного искового заявления.
Довод жалобы о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком, основанием к отмене решения не является.
Как следует из обстоятельств дела, с заявлениями о приватизации квартиры истцы обращались в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России (ответ от 06.06.2012г.), в ФГУ "Центррегионжилье" Минобороны России (ответ от 31.08.2012г.). Из ответов названных учреждений следует, что в приватизации квартиры отказано. Оба учреждения привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
По сообщению Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае жилой дом N "адрес" является федеральной собственностью и закреплен на праве оперативного управления за ***. В результате реорганизации *** присоединена к ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, по вышеуказанному передаточному акту от 1 апреля 2011 года жилой дом, в котором находится спорное жилое помещение, передан ответчику. Согласно Уставу ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России учреждение осуществляет в установленном порядке действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, выступает в суде в отношении имущества, закрепленного за учреждением, истцом, ответчиком и заинтересованным лицом.
Ссылки апелляционной жалобы приказ МО РФ от 18.11.2010г. N 1550, которым полномочия по распределению жилых помещений, заключению и расторжению договоров социального найма, решению других вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями возложены на Департамент жилищного обеспечения МО РФ, который свои полномочия осуществляет через специализированные организации МО РФ - ***, не могут повлечь отмену решения, поскольку данные полномочия предоставлены департаменту и его специализированным организациям в отношении военнослужащих. Кроме того, с заявлением о приватизации квартиры истцы обращались в ФГУ "Центррегионжилье" Минобороны России, и указанное учреждение так же привлечено к участию в деле ответчиком. Довод жалобы о неисследованности данного обстоятельства судом противоречит материалам дела, в связи с чем судебной коллегией не принимается.
Таким образом апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли бы повлечь отмену решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 2 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.