Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Новоселовой Е.Г., Сачкова А.Н.,
при секретаре Гридасовой Л.А.,
с участием прокурора Текутьевой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (основную и уточненную) ответчика ОАО "Змеиногорское автотранспортное предприятие" на решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 14 ноября 2012 года по делу
по иску прокурора Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Змеиногорское автотранспортное предприятие" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения
Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н., выслушав пояснения представителя ответчика Матвеева Г.А., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Текутьевой Я.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Третьяковского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО "Змеиногорское автотранспортное предприятие" (далее по тексту - ОАО "Змеиногорское АТП"), в котором просил признать незаконными действия ОАО "Змеиногорское АТП" по использованию помещений автостанции, расположенной по адресу: "адрес", предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам, для целей, не связанных с их обслуживанием, обязать ответчика устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности путем освобождения помещений автостанции по указанному адресу, используемых для целей, не связанных с оказанием услуг пассажирам и перевозчикам.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения, допускаемые со стороны ответчика. На территории "адрес" расположена автостанция по адресу: "адрес", которая на праве собственности принадлежит ОАО "Змеиногорское АТП". Пунктом 7 Требований к оборудованию автовокзалов, утв. Приказом Минтранса Российской Федерации от 01.11.2010 N 234 установлено, что помещения, предназначенные для оказания услуг пассажирам и перевозчикам, запрещается использовать для целей, не связанных с их обслуживанием. Аналогичные требования, предъявляемые как к автовокзалам, так и к автостанциям содержат Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 N 200. Вместе с тем, в нарушение указанных требований в помещении указанной автостанции расположена сапожная мастерская Ф.И.О.10 и магазин по продаже одежды Ф.И.О.11. Услуги по ремонту обуви и по продаже одежды не связаны с обслуживанием пассажиров и перевозчиков, в связи с чем их размещение в здании автостанции недопустимо. ОАО "Змеиногорское АТП" являясь субъектом транспортной инфраструктуры, несет обязанность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфораструктуры - автостанции, а использование ее помещений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам для целей, не связанных с их обслуживанием, нарушает транспортную безопасность, соответственно действия ответчика по предоставлению помещений для указанных целей, незаконны. Несоблюдение указанных требований влечет также существенное снижение уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, а в случае совершения в помещении автостанции преступлений террористической направленности, может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного здоровью, размера причиненного материального ущерба, что, в свою очередь, нарушает права неопределенного круга пассажиров, находящихся на территории "адрес".
Решением Змеиногорского городского суда Алтайского края от 14 ноября 2012 года исковые требования прокурора Третьяковского района удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия ОАО "Змеиногорское АТП" по использованию помещений автостанции, расположенной по адресу: "адрес", предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам, для целей, не связанных с их обслуживанием (в части размещения магазина ИП Ф.И.О.13.).
Постановлено обязать ОАО "Змеиногорское АТП" устранить нарушения путем освобождения помещений автостанции, расположенной по адресу: "адрес", используемых для целей, не связанных с оказанием услуг пассажирам и перевозчикам (в части размещения магазина ИП Ф.И.О.6).
В остальной части исковых требований отказано.
С ОАО "Змеиногорское АТП" в доход бюджета муниципального образования "адрес" Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе (основной и уточненной) ответчик ОАО "Змеиногорское АТП" просит решение суда отменить, вынести новое решение, указывая на то, что судом не было учтено, что здание, расположенное по адресу: "адрес", было передано в аренду ИП Ф.И.О.14. Указанное здание является торговым комплексом, а не автостанцией, поэтому к спорным правоотношениям не могут применяться нормы, регулирующие правовое положение автостанций. Кроме того, примененные нормы права касаются автовокзалов, а не автостанций. Датой принятия решения Змеиногорского городского суда необходимо считать 18.11.2012, а не 14.11.2012.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы (основной и уточненной), проверяя законность судебного решения в пределах доводов этой жалобы в соответствии с требованиями ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Змеиногорское АТП" зарегистрировано в качестве юридического лица, одним из основных видов его деятельности является перевозка грузов и пассажиров, транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий, организаций и населения.
Указанному юридическому лицу на праве собственности принадлежит здание автостанции, расположенное по адресу: "адрес", что подтверждается материалами дела и не оспаривается участниками процесса.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "Змеиногорское АТП" (арендодателем) и ИП Ф.И.О.7 (арендатором) заключен договор аренды нежилого помещения с последующим выкупом, расположенного по адресу: "адрес" для осуществления арендатором предпринимательской деятельности, в том числе продажи билетов на проезд пассажиров и провоз багажа на автобусы.
ДД.ММ.ГГГГ между теми же сторонами заключен договор аренды торгового комплекса с последующим выкупом, предметом которого явилось то же здание, что и в предыдущем случае.
Из инвентарной карточки N по учету основных средств ОАО "Змеиногорское АТП" следует, что здание по адресу: "адрес", ранее именовавшееся как автостанция, в настоящее время значится как здание торгового комплекса. Изменения в карточку внесены на основании приказа директора ОАО "Змеиногорское АТП" N от ДД.ММ.ГГГГ, которым статус здания автостанции изменен на здание торгового комплекса (л.д.N).
Между тем, из справки представителя ответчика, его пояснений в судебном заседании следует, что через вышеупомянутое здание в "адрес" до настоящего времени осуществляются пассажирские перевозки как междугородного, так и внутрирайонного сообщения; в данном здании имеются касса по продаже билетов, зал ожидания, комната для водителей, а из фототаблицы на л. д. N усматривается, что перед зданием также имеется площадка для стоянки автобусов, посадки и высадки пассажиров.
Согласно ст. 2 Модельного закона о безопасности на транспорте от 31.10.2007 года, принятого государствами-участниками СНГ, безопасность на транспорте - состояние транспортной системы государства-участника СНГ, позволяющее обеспечивать национальную безопасность в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, удовлетворять национальные интересы в области транспортной деятельности, предотвращать (минимизировать) вред здоровью и (или) жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде, экономический ущерб при транспортной деятельности.
Целью обеспечения безопасности на транспорте является обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса государств-участников СНГ, защита интересов личности, общества и государства в транспортном комплексе, транспортных объектов и субъектов транспортной деятельности, потребителей транспортных услуг от актов незаконного вмешательства, от техногенных, природных и иных кризисных ситуаций (ст. 3 Модельного закона).
Основным принципом Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" является профилактика терроризма.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ОАО "Змеиногорское АТП" как субъект транспортной инфраструктуры, обязано обеспечить безопасность пассажиров автостанции "адрес" и соблюдать установленные законом требования к ее оборудованию и содержанию.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, используемых для перевозок пассажиров и багажа, определяются правилами перевозок пассажиров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 года N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила), согласно п. 20 которых оборудование автовокзалов должно соответствовать требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.
Требованиями к оборудованию автовокзалов, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.2010 года N 234 (далее - Требования), установлено, что помещения, предназначенные для оказания услуг пассажирам и перевозчикам, запрещается использовать для целей, не связанных с их обслуживанием (п. 7).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что помещение, представленного ИП Ф.И.О.15 для размещения магазина по продаже одежды и обуви используется для целей, не связанных с обслуживание пассажиров и перевозчиков, поскольку такая деятельность относится к розничной торговле, соответственно не может осуществляться в спорном здании.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно п. 2 Правил автовокзал - это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
В соответствии с п. 103 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200 при междугородных перевозках обслуживание пассажиров и автобусных бригад, прием и отправление автобусов организуются в соответствии с "Типовым технологическим процессом работы автовокзалов (автостанций) междугородных сообщений" (Приложение 27).
Согласно п. 87 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтранса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N в здании автостанции размещаются билетные кассы и в зависимости от объема перевозок зал ожидания, камера хранения и другие помещения для культурно-бытового, санитарно - гигиенического обслуживания пассажиров и размещения работников, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров и организаций движения автобусов.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1), введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст, виды экономической деятельности, осуществляемые согласно выписки из ЕГРЮЛ (л. д. N) ИП Ф.И.О.16, включены в разделы 52.42 - Розничная торговля одеждой (52.42.1 Розничная торговля мужской, женской и детской одеждой) и 52.43 Розничная торговля обувью и изделиями из кожи (52.43.1 Розничная торговля обувью).
Таким образом, нельзя расценивать магазин одежды ИП Ф.И.О.17 как помещение для культурно-бытового, санитарно- гигиенического обслуживания.
Учитывая, что указанное здание автостанции ОАО "Змеиногорское АТП" является объектом массового пребывания граждан, и в связи с нахождением в нем магазина одежды увеличивается поток посещений автостанции, не связанных с перевозками, что увеличивает опасность возникновения непредвиденных ситуаций, направленных против безопасности неопределенного круга лиц, судебная коллегия приходит к выводу о том, что использование помещений автовокзала для целей, не связанных с оказанием услуг пассажирам и перевозчикам, нарушает требования Федерального закона "О транспортной безопасности", а также Федерального закона "О противодействии терроризму".
Довод апелляционное жалобы о том, что спорное здание было передано в аренду ИП Ф.И.О.18, после чего ОАО "Змеиногорское АТП" перестало иметь к автостанции какое-либо отношение, и соответственно не является надлежащим ответчиком, судебная коллегия полагает несостоятельным.
Согласно п.2 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица - собственники объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
При этом как указывалось выше, собственником спорного здания является ОАО "Змеиногорское АТП", соответственно именно оно является субъектом транспортной инфраструктуры, к которому применяются требования закона.
Не принимаются во внимание судебной коллегией доводы жалобы о том, что спорное здание является торговым комплексом, а не автостанцией, поэтому к спорным правоотношениям не могут применяться нормы, регулирующие правовое положение автостанций, поскольку основано на неверном толковании норма материального права. При этом судебная коллегия отмечает, что характер использования, фактическое назначение и цели эксплуатации спорного здания отвечают признакам автостанции.
Доводы, указанные подателем жалобы в уточнениях к апелляционной жалобе, не учитываются, поскольку основаны на неверном толковании норм процессуального права и не являются основанием к отмене судебного постановления.
Иные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией проверены, во внимание не принимаются, поскольку также не опровергают выводов суда, а сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, оснований для которой не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу (основную и уточненную) ответчика открытого акционерного общества на решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 14 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.