Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Баутдинова М.Т., Железняковой С.А.,
с участием прокурора Ойдуп У.М., при секретаре Ооржак Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Железняковой С.А. гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кызыла в интересах Монгуш С-С.С. к мэрии г.Кызыла, министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе представителя мэрии г.Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 октября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кызыла обратился в суд с иском в интересах сироты Монгуш С-С.С. к мэрии г.Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", указав, что в прокуратуру г.Кызыла поступило обращение Монгуш С-С.С. о нарушении её жилищных прав. Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Монгуш С-С.С. является сиротой, так как её мать умерла, а отца нет, сведения об отце в запись акта о рождении внесены со слов её матери. Ответчиком не представлено жилье или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения Монгуш С-С.С., несмотря на то, что она стоит на льготной очереди в мэрии г.Кызыла. Просил суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения требований ч.ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ путём выполнения следующих мероприятий: в течение 6 месяцев предоставить Монгуш Сай-Суу Сагаан-ооловне жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл", соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м.
В ходе судебного разбирательства прокурор г.Кызыла подал изменённое исковое заявление к мэрии г.Кызыла, министерству финансов Республики Тыва, в котором указал, что в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обязанности обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильём детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта. В связи с не предоставлением жилья Монгуш С-С.С. в настоящее время не имеет постоянного места жительства. Просил суд обязать министерство финансов Республики Тыва обеспечить в течение шести месяцев финансирование для приобретения мэрией г.Кызыла жилого помещения Монгуш С-С.С., обязать мэрию г.Кызыла предоставить Монгуш С-С.С. по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ "Город Кызыл" жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл", соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12.5 кв.м.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 октября 2012 года исковые требования прокурора г.Кызыла удовлетворены частично. Суд обязал мэрию г.Кызыла предоставить в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда Монгуш С-С.С. на условиях договора социального найма муниципальное жилое помещение на территории города Кызыла, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель мэрии г. Кызыла Уйнукай А.Г., действующий на основании доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что в процессе принятия решения судом первой инстанции неправильно применены нормы права, не доказаны установленные судом обстоятельства, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии с ч. 1 ст. 362 ГПК РФ служит основанием для отмены указанного судебного решения. Указывает, что в силу действующего законодательства органы местного самоуправления несут ответственность и обязаны обеспечивать жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только в пределах выделенных субвенций на выполнение переданных государственных полномочий. В связи с этим при возложении на мэрию г.Кызыла обязанности по предоставлению истице жилья суд должен был выяснить следующие обстоятельства: объём предусмотренных финансовых средств (субвенций) г.Кызылу в бюджете Республики Тыва на исполнение делегированных государственных полномочий, количество детей-сирот, состоящих на учёте, определить соотношение объёма средств, выделенных городу Кызылу на данные цели (субвенций), и общее количество детей-сирот, состоящих на учёте на получение жилья, установление факта перечисления денежных средств. Выяснение данных обстоятельств позволяет правильно определить основного ответчика по делу и пределы ответственности мэрии г.Кызыла, как органа местного самоуправления, наделённого государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам.
В апелляционной жалобе прокурор Цыганок М.А. также просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
До начала рассмотрения дела в судебной коллегии прокурор Цыганок М.А., участвовавшая в рассмотрении дела, подала письменный отказ от апелляционной жалобы.
Судебной коллегией отказ прокурора от апелляционной жалобы был принят и апелляционное производство по апелляционной жалобе прокурора прекращено.
Прокурор Ойдуп У.М. в судебном заседании просила оставить решение суда без изменения.
Истица Монгуш С-С.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители ответчиков - мэрии г.Кызыла, министерства финансов Республики Тыва - не явились, хотя надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно пп. 1, 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ ?дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленные в соответствии действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4 Закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с ч. 6 ст. 19 данного федерального закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
В части 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведённых законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законом Республики Тыва "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 28 декабря 2005 года N 1564 ВХ-I городской округ "Город Кызыл" наделен отдельными государственными полномочиями по представлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 8 ст. 3).
Судом установлено, что Монгуш С-С.С. подпадает под категорию детей-сирот и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные указанным выше законодательством, так как её мать М.Б.К. умерла 20 декабря 1996 года, а сведения об отце Монгуше С.К. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, в связи с чем постановлением мэра г.Кызыла от 17 мая 2006 года N истица была поставлена на очередь на получение квартиры как сирота с 02 февраля 2006 года. В 2011 году Монгуш С-С.С. закончила ** по специальности **, жилое помещение Монгуш С-С.С. мэрией г.Кызыла не предоставлялось. Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от 26 июля 2012 года N в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Монгуш С-С.С. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении частично исковых требований прокурора г.Кызыла и правомерно обязал мэрию г.Кызыла предоставить Монгуш С-С.С. в шестимесячный срок жилое помещение на территории города Кызыла, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м, и отказал в удовлетворении исковых требований прокурора об обязании министерства финансов Республики Тыва обеспечить в течение шести месяцев финансирование для приобретения мэрией г.Кызыла жилого помещения Монгуш С-С.С.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Уйнукай А.Г. о том, что пределы ответственности мэрии г.Кызыла, как органа местного самоуправления, наделённого государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ограничиваются выделенными из республиканского бюджета субвенциями, судебная коллегия считает необоснованными, так как отсутствие у мэрии г.Кызыла указанных средств не влечёт за собой прекращение переданной ей законом Республики Тыва государственной функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 04 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 января 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.