Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,
при секретаре Мартиросян К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска о признании незаконным решения от "дата изъята" "номер изъят", обязании включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с "дата изъята", взыскании судебных расходов
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутск на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1ноября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Алексеева Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, признании незаконным решения Пенсионного фонда РФ от "дата изъята" "номер изъят" в части отказа в назначении досрочной пенсии по старости, включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов работы "данные изъяты", обязании включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы с "данные изъяты", обязании назначить досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда со дня обращения с "дата изъята", взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты"., и расходов по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты". и расходов на оформление доверенности в размере "данные изъяты".
В обоснование заявленных требований указала, что "дата изъята" она обратилась в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении пенсии в связи с особыми условиями труда, как работник противочумного учреждения, в соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991 раздела XXIV, подраздела 22600000-1754а "Работники, занятые в противочумных учреждениях" (далее - Список N 2).Однако получила отказ в назначении досрочной трудовой пенсии. В стаж, дающий право на досрочную пенсию на льготных условиях ответчиком не включены периоды работы в ФКУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора по тем основаниям, что ФКУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора не является учреждением здравоохранения.
Отказ в назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда Алексеева Л.А. считает незаконным. Ответчик не учел, что наименование "Противочумный центр (станция)" не является ни типом организационно-правовой формы, ни обязательным составляющим элементом наименования учреждения. "Противочумный центр (станция)" - это типовая категория, установленная Минздравом. Для разрешения в каждом конкретном случае вопроса, является ли данное противочумное учреждение противочумным центром (станцией), главным является не содержание в наименовании учреждения словосочетания "противочумный центр (станция)", а установление факта, что данное учреждение (независимо от названия и организационной формы) выполняет, помимо прочего, именно функции противочумного центра (станции). ФКУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора осуществляет, помимо прочего, функции противочумного центра (станции). Институт является учреждением здравоохранения РФ, что подтверждается Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля", которым утвержден перечень указанных учреждений и в который входит ФГУЗ "Иркутский НИПЧИ Сибири и Дальнего Востока", правопреемником которого является ФКУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора. Работа в ФКУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт связана с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право в соответствии с позицией 22600000-1754а раздел 24 Списка N 2 на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Она проработала на данных работах с тяжелыми условиями "данные изъяты", соответственно необходимый стаж для назначения пенсии по старости в связи с работой с вредными и тяжелыми (особыми) условиями труда у истца имеется. Она достигла права на досрочную трудовую пенсию по старости "дата изъята", обратилась за назначением пенсии в пенсионный орган "дата изъята", пенсия должна быть назначена ей с "дата изъята".
Истица Алексеева Л.А., извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истица Алексеевой Л.А. - Зайцева Д.Д., требования своего доверителя поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Жуковская Е.Н. исковые требования не признала.
В судебном заседании представитель третьего лица ФГУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора Зайцева Д.Д. исковые требования полагала обоснованными.
Решением Кировского районного суда г. Иркутск исковые требования Алексеевой Л. А. удовлетворены частично.
Признано право Алексеевой Л.А. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Признано незаконным решение Пенсионного фонда РФ от "дата изъята" "номер изъят".
На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска возложена обязанность включить в стаж Алексеевой Л. А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда на льготных условиях в двойном размере периодов её работы в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока "данные изъяты"
На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска возложена обязанность назначить Алексеевой Л. А. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с "дата изъята".
С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска в пользу Алексеевой Л. А. взысканы судебные расходы за оказание юридической помощи в размере "данные изъяты", оформление доверенности в размере "данные изъяты"., расходы по уплате госпошлины в размере 200 "данные изъяты".
В удовлетворении требований Алексеевой Л. А. о взыскании судебных расходов за оказание юридической помощи в размере "данные изъяты". отказано.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд РФ просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указав следующее. В соответствии с действующим законодательством основным условием для предоставления пенсионных льгот по Списку N 2 от 26.01.1991 является постоянная занятость в противочумных учреждениях здравоохранения. При этом не имеет значения наименование профессий и должностей работников, характер выполняемых ими работ, ведомственная принадлежность упомянутых учреждений, их организационно-правовая форма и форма собственности. Подробный перечень учреждений здравоохранения определяется Министерством здравоохранения. Согласно Единой номенклатуры государственных муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 N 627, к учреждениям здравоохранения относятся противочумные центры (станции). В соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), действовавшим на момент утверждения Списка N 2, к санитарно-профилактическим учреждениям здравоохранения относятся противочумные станции, научно-исследовательские институты указаны как учреждения науки, которые в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" являются научными организациями, осуществляющими в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность и подготовку научных работников. В связи с тем, что научно-исследовательские институты являются научными организациями, осуществляющими в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность и подготовку научных работников, стаж Алексеевой Л.С. на соответствующих видах работ по Списку N 2 отсутствует, страховой стаж истицы составляет "данные изъяты", поэтому требования о назначении досрочной трудовой пенсии не подлежит удовлетворению.
Кроме того, учитывая правовую природу средств Пенсионного фонда РФ, судом необоснованно взысканы с ответчика в пользу истца судебные расходы, а их размер не отвечает принципу разумности.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителя ответчика Жуковской, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В силу требований п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичное положение было закреплено и в п.6 ст. 12 Закона РФ от 20.11.1990 N 304-1 "О государственных пенсиях в РФ" (далее Закон N304-1), действовавшего до 01.01.2002.
Пунктом 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, к соответствующим видам профессий отнесены работники, занятые в противочумных учреждениях.
Статье 94 Закона N 304-1 был предусмотрен льготный период исчисления трудового стажа за период работы в противочумных учреждениях - в двойном размере.
Постановлением Министерства труда и социального развития от 17.10.2003 N 70 утверждено Разъяснение N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст. 27, 28, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", п. 1 которого разъяснено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона N173-ФЗ.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27, 28 Закона N173-ФЗ), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
В п. 8 постановление N1217 указано, что в ведении Министерства здравоохранения РФ находятся центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора в субъектах РФ, на водном и воздушном транспорте, научно - исследовательские учреждения, дезинфекционные станции, другие санитарно - профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов бывшего Государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора РФ.
На основании п. 7 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 Министерству здравоохранения РФ непосредственно подчиняются федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, на водном и воздушном транспорте в регионах. В его ведении также находятся противочумный центр, государственные научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля.
Согласно Приложению N 3 к Приказу Минздрава России от 05.02.2004 N 37 в Перечень противочумных учреждений Минздрава России входит Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока Минздрава России.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 упразднено Министерство здравоохранения РФ, образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ФС Роспотребнадзор РФ) подведомственна Министерству здравоохранения и социального развития РФ. В связи с упразднением Министерства здравоохранения РФ, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля" утвержден перечень указанных учреждений, в который входит ФГУЗ ИркутскНИПЧИ Сибири и ДВ.
В соответствии с Положением о системе противочумных учреждений ФС Роспотребнадзора (приложение N1), утвержденным приказом ФС Роспотребнадзора РФ N774 от 17.11.2005, противочумная система представляет собой сеть противочумных учреждений, являющихся специализированными федеральными государственными учреждениями здравоохранения, предназначенными для научно-практического обеспечения государственного санитарно- эпидемиологического надзора за защищенностью населения РФ от эпидемий, вызываемых возбудителем чумы, а также других особо опасных инфекций, в том числе вирусной природы (п. 1.1.). В систему входят противочумный центр, научно-исследовательские противочумные институты, противочумные станции (п. 1.2.).противочумные учреждения, входящие в систему, которые руководствуются в своей деятельности в том числе актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ (п.1.4.).
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела "дата изъята" Алексеева Л.А. обратилась в УПФР в Правобережном и Октябрьских округах г. Иркутска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
Решением "номер изъят" от "дата изъята" УПФР в Правобережном и Октябрьских округах г. Иркутска истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п.2 п.1 ст.27 Закона N 173-ФЗ в связи с отсутствием необходимого специального стажа, в связи с тем, что в стаж не зачтены периоды работы в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока. В решении указано, что стаж на соответствующих видах работ по Списку N2 у Алексеевой Л.А отсутствует. Страховой стаж Алексеевой Л.А. на "данные изъяты".
Согласно п.1 Устава Государственного учреждения "Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока", утвержденного заместителем Министра здравоохранения РФ от 28.01.1997, Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока" является государственным учреждением, подчиненным Министерству здравоохранения РФ. Институт учрежден приказом уполномоченного Совета Труда и Обороны СССР от 05.06.1934г. Согласно Указу Президиума Верховного Совета от 29.05.1984 г. и приказу Министра здравоохранения СССР от 08.08.1984г. N 899 определено название института.
Согласно п. 2.1 Устава Федерального государственного учреждения здравоохранения "Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока", утвержденного приказом от 17.07.2008 N 241 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, данное учреждение является федеральным государственным учреждением здравоохранения, основная цель которого - научное и практическое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и материальный закон, подлежащий применению, исходил из того, что в спорные периоды Алексеева Л.А. работала в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока, который входит в систему здравоохранения и относится к учреждениям здравоохранения с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, в связи с чем, спорные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж истца.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что не могут быть включены спорные периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда Алексеевой Л.А., являются несостоятельными, поскольку направлены на иную оценку доказательств, собранных и исследованных судом в полном соответствии с процессуальным законом, основаны на неверном толковании материального закона, правильно примененного судом первой инстанции
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действующего законодательства.
При этом отсутствие в номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения научно-исследовательских противочумных институтов, учредителем которых является Минздрав РФ, не может являться основанием для ограничения прав истца при обращении за назначением пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1ноября 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.Л. Малиновская
М.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.