Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Хомутовой И.В.
судей: Дударёк Н.Г., Проценко Е.П.,
при секретаре: Аникиной К.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хомутовой И.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области,
на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 15 ноября 2012 года,
по иску ФИО1 к администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с иском к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Свои требования мотивировала тем, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой от 12.05.2012 года, так же состоит на очереди как нуждающаяся в жилых помещениях. Однако до настоящего момента ей так и не было предоставлено жилое помещение, положенное в соответствии с нормами законодательства РФ.
Она как сирота имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
В ходе судебного разбирательства истица исковые требования дополнила, просила обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте г.Мариинска Кемеровской области (л.д. 2-3).
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 15 ноября 2012 года постановлено:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение не ниже предусматриваемой социальной нормы 13,0 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте г.Мариинск Кемеровской области за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели администрации Мариинского муниципального района из бюджета Кемеровской области (л.д. 22-26).
В апелляционной жалобе администрации Мариинского муниципального района, в лице главы района - ФИО5, просит отменить решение суда от 15 ноября 2012 года.
Считает, что суд не учел существенных обстоятельств дела. А именно того, что в казне Мариинского муниципального района нет свободных жилых помещений и отсутствуют денежные средства для приобретения жилья.
В резолютивной части решения суда отсутствуют данные об условиях передачи жилья (в собственность или по договору социального найма.
ФИО1 были принесены возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, заслушав пояснения ФИО1, возражавшей по доводам жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого постановления
Согласно ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст.2 ЖК РФ - органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В соответствии со ст.14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях; в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: "адрес"
ФИО1 относится к категории лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечении родителей, находилась на воспитании в МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом N1" на основании распоряжения Главы города Мариинска N470-р от 20.05.2004 г. на полном государственном обеспечении.
Согласно справке от 15.05.2012 года, ФИО1 состоит на учета граждан, нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма в администрации Мариинского муниципального района по категории "дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" с 28.02.2005 года. Регистрационный номер в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 219.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 10.05.2012 года N сведения о правах ФИО1 на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Из материалов дела видно, что ФИО1 имеет статус ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать ФИО6 (ФИО1) лишена родительских прав, отца у ФИО1 нет, в свидетельстве о рождении сведения об отце были внесены со слов матери.
Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком.
Таким образом, с 28.02.2005 года ФИО1 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Решение об отказе ФИО1 в предоставлении жилого помещения органами местного самоуправления Мариинского района не принималось.
В соответствии со ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 08.02.1998 N 17-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1 имеет право на предоставление ей вне очереди по договору найма жилого помещения. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления.
Доводы жалобы о том, что в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет, не могут быть приняты судебной коллегией.
В соответствии со ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-03 (в ред. от 30.06.2007 г.) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Таким образом, обязанность в предоставлении жилья, в данном случае, оговорена законом и оснований для отказа в удовлетворении законных требований истицы, даже в связи с отсутствием в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений, не имеется.
Согласно п.1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательством субъектов РФ.
В соответствии с п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закон Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрел особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определил, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается коллегией администрации Кемеровской области.
Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.
Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого постановления.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же закон, подлежащий применению, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. Поэтому решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены в обжалуемой части, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 15 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.