Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Хомутовой И.В.
судей: Дударёк Н.Г., Чуньковой Т.Ю.,
при секретаре: Аникиной К.Е.
с участием прокурора Тверикиной Н.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хомутовой И.В.
гражданское дело по апелляционному представлению прокурора г.Мыски Кемеровской области,
по апелляционному представлению прокурора г.Мариинска Кемеровской области,
на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 15 ноября 2012 года,
по иску прокурора г.Мыски Кемеровской области в интересах ФИО1 к администрации Мариинского муниципального района о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Мыски обратился с иском, в интересах ФИО1, к администрации Мариинского муниципального района о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения.
Свои требования мотивировал тем, что ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является инвалидом с детства. Он находился в государственном стационарном учреждении социального обслуживания КО Мысковский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей с 16.12.2009 года по 28.11.2011 года.
На основании распоряжения администрации Мариинского муниципального района от 28.02.2005 г. ФИО1 принят на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан, предоставляемых по договорам социального найма по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", регистрационный номер в списке - 216.
По достижении 18-летнего возраста ФИО1 окончил свое пребывание в государственном стационарном учреждении социального обслуживания Кемеровской области "Мысковский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей", однако жилым помещением органами местного самоуправления Мариинского района обеспечен не был.
В соответствии с пп.3.4 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом объекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Просил:
- признать бездействие администрации Мариинского муниципального района по ненадлежащему исполнению требований ФЗ РФ от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона КО от 16.05.2006 года N67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" незаконными в отношении ФИО1;
- обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ФИО1, по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное (л.д. 2-5).
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 15 ноября 2012 года постановлено:
Исковые требования оставить без удовлетворения (л.д. 54-59).
В апелляционном представлении прокурор г.Мыски просит отменить решение суда от 15 ноября 2012 года.
Считает, что суд первой инстанции не учел тот факт, что ФИО1 временно зарегистрирован в г.Мыски; в данное жилое помещение он не въехал. Кроме того, суд не учел, что ФИО1 обратился к прокурору для предоставления жилья в г.Мариинске, по месту постановки на учет (л.д. 65-68).
В апелляционном представлении прокурор г.Мариинска просит отменить решение суда от 15 ноября 2012 года.
Считает, что суд не установил существенных обстоятельств дела. ФИО1 имеет право на предоставление жилья, которое должно быть предоставлено ему администрацией Мариинского муниципального района вне очереди в силу закона. Какого-либо жилья ФИО1 не имеет (л.д. 70-73).
Администрацией Мариинского муниципального района Кемеровской области, в лице главы района - ФИО5, были принесены возражения на апелляционные представления (л.д. 76-79).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений, заслушав прокурора ФИО6, поддержавшую доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения " родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 08.02.1998 N 17-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п.п.1,3 ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
Для обеспечения лиц, указанных в пункте первом настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область;
2) местом регистрации рождения лица является Кемеровская область;
3) последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст.1 указанного Закона жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.
В соответствии пунктом 3 ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ (в ред. от 30.06.2007 г.) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком. На основании распоряжения администрации Мариинского муниципального района с 28.02.2005г. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регистрационный номер 216.
На момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции и в настоящее время истец проживает в г.Мыски Кемеровской области. Жилого помещения в собственности или по договору социального найма истец не имеет.В связи с тем, что жилое помещение, как определено п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ истцу не предоставлено, прокурор в его интересах \ ФИО1 является инвалидом с детства \ обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд 1 инстанции руководствовался п.1 ст.20 ГК РФ, - местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Суд первой инстанции, с учетом того, что истец имеет регистрацию в г.Мыски и там же постоянно проживает, пришел к выводу о том, что он не имеет право на получение жилого помещения не по месту жительства, то есть в г.Мариинске.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом и полагает, что судом первой инстанции неправильно применен материальный закон.
На момент вынесения решения судом первой инстанции действовал Закон Кемеровской области от 16.05.2006г. N67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закон Кемеровской области от 30.06.2007г. N98-ОЗ О внесении изменений в закон Кемеровской области ""О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Указанные законы утратили силу в связи с принятием Закона Кемеровской области N134-ОЗ от 27 декабря 2012г. Закон вступил в силу с 1 января 2013г. В п.2 ст.11 Закона указано, что он распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
На момент рассмотрения дела действовал также пункт 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, который признан утратившим силу ФЗ N15 от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность обжалуемого решения, применяет законы, действующие на момент вынесения обжалуемого решения.
Положения ч.2 ст. 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное получение, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма возникло у истца после окончания пребывания в " Мысковском детском доме-интернате для умственно отсталых детей " с 28.11.2011г. На тот момент он уже состоял на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения.
В соответствии с п.п.1,3 ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
В соответствии пунктом 3 ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ (в ред. от 30.06.2007 г.) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Исходя из того, что истец была поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении по договору социального найма в администрации Мариинского муниципального района и продолжает состоять на учете, не смотря на то, что жилое помещение ему должно быть предоставлено вне очереди, судебная коллегия полагает, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение именно администрацией Мариинского муниципального района. То обстоятельство, что в настоящее время истец проживает в г.Мыски не снимает с ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения.
Аналогичную позицию занял Верховный Суд Российской Федерации (Определение от 27.03.2012 г. N37-В11)
В соответствии с требованиями пункта 3 ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ (в ред. от 30.06.2007 г.) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Местом первичного устройства и выявления как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является г.Мариинск.
Решением Мариинского районного Совета народных депутатов от 28.03.2011 года в Постановление Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от 27.10.05г. N7/101, "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения" опубликованном в газете "Вперед" г.Мариинска от 29.03.2011 г., внесены изменения, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам составляет 13 кв.м. общей площадью на одного человека.
Судебная коллегия, отменяя решение суда, приходит к выводу, что требования истца о предоставлении жилого помещения по договору социального найма подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в возражениях на апелляционное представление, судебная коллегия полагает несостоятельными.
То обстоятельство, что истец продолжает состоять на очереди, не имеет правового значения, поскольку жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено, в соответствии с ранее действующим законом, вне очереди.
Само по себе отсутствие субвенций из соответствующего бюджета также не является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований. Ни законы Кемеровской области, ни ч.2 ст. 57 ЖК РФ не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилого помещения от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете. Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. N124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно позиции Европейского Суда, власти государства-ответчика не вправе ссылаться на отсутствие денежных или иных средств, например, отсутствие жилого помещения (Постановление Европейского Суда по делу "Малиновский против Российской Федерации от 07.07.2005г.")
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1 ч.1, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 15 ноября 2012 года отменить и вынести новое решение.
Обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ФИО1 по договору социального найма жилое помещение, площадью не менее 13 кв. м., благоустроенное применительно к условиям г.Мариинска юридически и фактически свободное, отвечающие санитарным и техническим требования в черте г.Мариинска.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.