Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Раужина Е.Н.,
судей: Бугровой Н.М., Калашниковой О.Н.,
при секретаре Калашниковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Раужина Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Анжеро-Судженского городского округа Семеновой Н.Н. на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 23 октября 2012 года,
по иску Ковыловой Ксеньи Николаевны к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Ковылова К.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Свои требования мотивирует тем, что она имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечительства родителей. Ее родители - Кузнецова И.П. и Кузнецов Н.В. решением Анжеро-Судженского городского суда от 19 марта 2004 года лишены родительских прав, опекуном была назначена ее бабушка ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ она была принята на очередь по улучшению жилищных условий в жилищном отделе Администрации города Анжеро-Судженска, общая очередь - N, по категории ""данные изъяты"" - N.
Истица указывает, что жилого помещения в собственности не имеет, по информации отдела опеки и попечительства сохранного жилья за ней не значится. В 2009 году окончила обучение в "данные изъяты", где она находилась на полном государственном обеспечении. Поэтому, считает, что она, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончания пребывания в образовательном учреждении, имеет право на внеочередное представление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения необходимо возложить на Администрацию города Анжеро-Судженска.
Просит обязать Администрацию г. Анжеро-Судженска предоставить ей, лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди, по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение в черте г. Анжеро-Судженска, отвечающее социальным и техническим нормам, общей площадью не ниже "данные изъяты".м.
Ковылова К.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.
Представитель Администрации Анжеро-Судженского городского округа Семенова Н.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23), в судебном заседании иск не признала.
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 23 октября 2012 года постановлено:
Исковые требования Ковыловой Ксеньи Николаевны к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения, полностью удовлетворить.
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Ковыловой Ксенье Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке "адрес", как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Анжеро-Судженска Кемеровской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Анжеро-Судженского городского округа Семенова Н.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное в связи с неправильным толкованием норм материального права.
Заявитель указывает, что Ковылова К.Н. обеспечена жилым помещением, так как находится в зарегистрированном браке с Ковыловым К.А., брак между ними зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, проживает совместно с супругом, в собственности которого имеется двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Анжеро-Судженск, "адрес". Поскольку истица является членом семьи собственника, у нее имеется право на проживание в данном жилом помещении, в связи с этим у ФИО1 отсутствует право на предоставление жилого помещения вне очереди.
Кроме того, заявитель полагает, что поскольку Копыловой К.Н., 04 июля 2012 года, до обращения в суд с иском, исполнилось 23 года, она не имела статуса "ребенок - сирота" на момент обращения в суд с иском.
Заявитель также полагает, что удовлетворение исковых требований Ковыловой К.Н. нарушает права других граждан принятых на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суд и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации указано, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 08 февраля 1998 года N17-ФЗ, от 22 августа 2004 N122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Содержание приведенной нормы в системном единстве с другими положениями данного Федерального закона позволяет сделать вывод, что законодатель в целях реализации конституционного права каждого на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), учитывая особый статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), гарантировав получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в законе условий, не прописывает в названном Законе конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Кемеровской области от 16 мая 2006 года N 67-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшего на момент принятия решения судом первой инстанции), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года N124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.1 Постановления городского Совета народных депутатов от 30 июня 2005 год N 471, в городе "данные изъяты" установлена " норма общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина - "данные изъяты" квадратных метра.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кузнецова Ксенья Николаевна родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" "данные изъяты" (л.д. 6).
Согласно решению Анжеро-Судженского городского суда от 19 марта 2004 года Кузнецов Н.В. и Кузнецова И.П. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе и в отношении: Кузнецовой Ксеньи Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 8-9).
Из свидетельства о заключении брака Ковыловым К.А. и Кузнецовой К.Н. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после заключения брака истице присвоена фамилия - ФИО17 (л.д. 7).
То обстоятельство, что Ковылова К.Н. со ДД.ММ.ГГГГ состоит на очереди на улучшение жилищных условий в Администрации Анжеро-Судженского городского округа, на дату выдачи справки общая очередь - N, по категории ""данные изъяты"" - очередь N, подтверждается справкой жилищного отдела ФИО2- Судженского городского округа N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Согласно справки Отдела опеки и попечительства управления образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа следует, что Кузнецова Ксенья Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Информация о сохранном жилье за Кузнецовой К.Н. в архиве отдела опеки и попечительства не значится (л.д. 11).
Отсутствие у Ковыловой К.Н. в собственности недвижимого имущества подтверждается справкой Филиала N. "данные изъяты" г. ФИО4-"данные изъяты" "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 12), и уведомлением ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12, является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. ФИО4-"данные изъяты", "адрес"12 (л.д. 24-26).
Таким образом, разрешая спор по существу, с учетом всех обстоятельств дела и совокупности исследованных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истицы, обязав Администрацию Анжеро-Судженского городского округа "адрес" предоставить Ковыловой К.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м. в пределах ФИО4-Судженского городского округа, отвечающее санитарным и техническим требованиям, поскольку истец является лицом из числа детей - сирот, не имеющая закрепленного за ней жилого помещения, а потому в соответствии с требованиями действующего законодательство имеет право на предоставление ей жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм.
Указанные выводы судебная коллегия находит обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам и доказательствам, подтверждающие эти обстоятельства.
Судом первой инстанции установлено, что истица является лицом, оставшимся без попечения родителей, со ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете и числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Анжеро-Судженского городского округа, на 2012 год общая очередь за N, по категории "сирота" N (л.д. 10), на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, какого-либо другого жилого помещения в собственности, сохранного жилья не имеет, проживает в квартире, предоставленной ее родным, зарегистрирована в доме, принадлежащем ФИО13, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Копыловой К.Н. не имеет права на внеочередное предоставление жилья, так как достигла 23 - летнего возраста, в связи, с чем на момент обращения в суд не имела статуса "ребенка-сироты", не могут быть приняты судебной коллегией.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18- летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18- летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-О-О).
Согласно положениям ст.8 указанного выше Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанный выше Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Исходя из указанных положений закона, внеочередное обеспечение жилой площадью должно осуществляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23 - летнего возраста.
На органы местного самоуправления возложен учет нуждающихся в приобретении жилья детей-сирот. Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении законные ФИО2 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), подают заявление. Если лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не было поставлено на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, то оно подает заявление самостоятельно.
Такое заявление подается в органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения учреждений, воспитанниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, либо воспитанниками которых являлись лица из их числа.
Как следует из справки жилищного отдела Администрации Анжеро-Судженского городского округа N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 со ДД.ММ.ГГГГ состоит на очереди на улучшение жилищных условий в Администрации Анжеро-Судженского городского округа, на дату выдачи справки общая очередь - N, по категории ""данные изъяты"" - очередь N.
Таким образом, достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения указанного возраста - ДД.ММ.ГГГГ, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью для данной категории лиц будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО1 обеспечена жилым помещением, в связи с тем, что ее супруг имеет в собственности двухкомнатную квартиру по адресу: г. ФИО4-"данные изъяты" судебная коллегия считает не состоятельным.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 в настоящее время состоит на учете в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по категории "сирота", с учета нуждающихся в жилых помещениях в порядке ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации не снята.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что супруг истицы - ФИО12 приобрел квартиру, расположенную по адресу: г. ФИО4-Судженск, "адрес"12, до заключения брака (л.д. 24-27). Соответственно указанная квартира не является общим имуществом супругов.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приобретение в 2012 году ФИО1 статуса члена семьи ФИО12, с 2011 года являющегося собственником жилого помещения, не может послужить препятствием к получению ею вне очереди жилья.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при удовлетворении требований ФИО1 нарушаются права других граждан, принятых на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма, являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда, так как не основаны на законе, поскольку в данном случае право ФИО1 на предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия подобных прав у иных лиц.
Часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Закона Кемеровской области N 67-ОЗ от 16 мая 2006 года "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшие на момент принятия решения судом первой инстанции) не связывают осуществление права на внеочередное предоставление жилого помещения с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда, так как по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и имеющихся доказательств.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных суду доказательств, которым в соответствие со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал всестороннюю, полную и объективную оценку как каждому в отдельности, так и в их совокупности, правильно применил нормы материального права.
Указанные выводы суда, судебная коллегия находит правильными, так как они основаны на анализе действующего законодательства, мотивированы, соответствуют требованиям закона.
Судебная коллегия не усматривает оснований, в пределах доводов апелляционной жалобы, для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1 ч.1, 328, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 23 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Анжеро-Судженского городского округа Семеновой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Н. Раужин
Судьи: Н.М. Бугрова
О.Н. Калашникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.