Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Проценко Е.П.,
судей: Хомутовой И.В., Дударек Н.Г.,
с участием прокурора Тверикиной Н.Н.,
при секретаре Третьяковой И.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Проценко Е.П.
гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации Мариинского городского поселения Кемеровской области Боброва В.Д. на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 26 октября 2012 года
по делу по иску прокурора города Мариинска Кемеровской области в интересах ФИО2 к администрации Мариинского городского поселения о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Мариинска в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к администрации Мариинского муниципального района, в котором просил обязать ответчика предоставить ФИО2 по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и расположенное в черте города Мариинска.
Требования мотивировал тем, что ФИО2 является собственником жилого дома "адрес". Постановлением Главы Мариинского района N-П от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "инвалид общего заболевания". Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом "адрес" признан непригодным для проживания. Ссылаясь на ст.40 Конституции РФ, п.1 ч.2 ст.57, ч.1 ст.89 ЖК РФ, пп.11 п.1 ст.1 Закона Кемеровской области от 17.11.2006 г. N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений" указывает, что иное жилое помещение по договору социального найма ФИО2 органами местного самоуправления Мариинского муниципального района в нарушении действующего законодательства до настоящего времени не предоставлено. В соответствии с информацией администрации Мариинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией готовится решение об изъятии жилого помещения по адресу "адрес" для муниципальных нужд согласно ст.32 ЖК РФ. Из содержания норм жилищного кодекса ясно, что решение об изъятии жилого помещения путем выкупа, в соответствии со ст.32 ЖК РФ, является правом органов местного самоуправления, тогда как предоставление жилого помещения по договору социального найма, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ является обязанностью органов местного самоуправления.
Определением суда от 04 октября 2012 года ненадлежащий ответчик - администрация Мариинского муниципального района заменен надлежащим - администрацией Мариинского городского поселения.
В судебном заседании прокурор Липко Е.Ю. исковые требования к администрации Мариинского городского поселения поддержала в полном объеме.
Процессуальный истец ФИО2 исковые требования к администрации Мариинского городского поселения поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Мариинского городского поселения ФИО11 иск не признала.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 26 октября 2012 года иск прокурора города Мариинск в интересах ФИО2 удовлетворен и постановлено:
"Обязать администрацию Мариинского городского поселения Кемеровской области предоставить ФИО2 вне очереди жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, в черте города Мариинска Кемеровской области".
В апелляционной жалобе глава Мариинского городского поселения просит решение суда отменить.
Основанием к удовлетворению иска прокурора в интересах ФИО2 послужило то, что по заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", собственником которого является ФИО2, признан не пригодным для постоянного проживания.
Процессуальный истец по постановлению главы Мариинского района N-П от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории "инвалид общего заболевания" и до настоящего времени этим жильем не обеспечен, хотя в силу закона имеет на это право.
Ответственность за предоставление жилья на администрацию Мариинского городского поселения возложена судом не правомерно. Согласно п.49. Постановления Правительства РФ N47 от 28.01.2006 года "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции" в случае признания жилого помещения не пригодным для проживания на основании заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Об этом же указано в ч.3 ст. 57 ЖК РФ. К администрации Мариинского городского поселения ФИО2 за предоставлением жилого помещения по договору социального найма не обращался, заключение о признании его жилого дома непригодным для проживания не предоставлял, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, администрация Мариинского городского поселения ФИО2 не ставила. На территории Мариинского района расположено два органа местного самоуправления: администрация Мариинского городского поселения и администрация Мариинского района. По постановлению главы администрации Мариинского района N-П от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории "инвалид общего заболевания". Согласно учетному номеру на ДД.ММ.ГГГГ его номер N. В собственности жилой дом у ФИО2 находится с ДД.ММ.ГГГГ. В силу закона ч.3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя его содержания. Он обязан поддерживать его в надлежащем состоянии. Таких, как ФИО2 на территории Мариинского района много. Их расселение производиться согласно очередности органом местного самоуправления, в чьем ведении находится жилой фонд. Таким органом до настоящего времени является администрация Мариинского района, которая не передала поселению, как муниципальный жилищный фонд, так и денежные средства для решения жилищных проблем. Об этом же свидетельствует и судебная практика, согласно которой по аналогичным делам надлежащим ответчиком признавалась администрация Мариинского муниципального района.
Изучив материалы дела, заслушав мнение прокурора Тверикиной Н.Н., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно п.1 ч.2, ч.3 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами ФИО2 является собственником жилого помещения - дома, расположенного в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Главы Мариинского Мариинского района вышеуказанный жилой дом признан непригодным для проживания (л.д.13)
На запрос прокурора, администрацией Мариинского муниципального района дан ответ, что в соответствии со ст. 32 ЖК РФ в настоящее время администрацией Мариинского муниципального района готовится решение об изъятии жилого помещения по адресу: "адрес" для муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия которого определяется федеральным законодательством. Все последующие вопросы, связанные с изъятием земельного участка, будут осуществляться в порядке п.п. 4-8 ст. 32 ЖКРФ (л.д.6).
ФИО2 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов" согласно его личному заявлению, номер очереди на ДД.ММ.ГГГГ - N. Кроме этого, он состоит в списках очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, номер очередности N (л.д.7).
ФИО2 является инвалидом "данные изъяты" группы.
Согласно сообщению жилищного отдела администрации Мариинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" с ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер на ДД.ММ.ГГГГ - N.
Решением Главы Мариинского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Соглашение о передаче осуществления части полномочий администраций поселений, входящих в состав Мариинского муниципального района, администрации Мариинского муниципального района (л.д.30).
В п. 1.2.2 Соглашения указывается, что администрация Мариинского городского поселения передает администрации Мариинского муниципального района осуществление части полномочий: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства в том числе в части ведения в установленном порядке учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признания граждан малоимущими, установления размера дохода, причитающегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (л.д.34).
Разрешая требования прокурора в интересах ФИО2, суд 1 инстанции привел п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.6 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ).
Из смысла статей 12,13,14, 57 ЖК РФ и п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в их совокупности следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, относится к компетенции поселения. Из соглашения от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Мариинского городского поселения и администрацией Мариинского муниципального района о передаче осуществления части полномочий, утв.решением Мариинского районного Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ, следует, что администрация Мариинского городского поселения не передавала администрации Мариинского муниципального района полномочия по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
С учетом приведенных норм, суд пришел к выводу, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат и расположены на территории Мариинского городского поселения, относятся к компетенции последнего.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права.
Коллегия полагает верными выводы суда, относительно того, что жилое помещение должно быть предоставлено ФИО2 по договору социального найма вне очереди, но полагает неверным вывод суда о том, что жилое помещение должно быть предоставлено администрацией Мариинского городского поселения.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Соответствующие основания и порядок установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 (в ред. от 02.08.2007 г.).
Таким образом, основанием для предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма является признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции в порядке, предусмотренном вышеназванным Положением.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (от 05.03.2009 г. N 376-О-П, от 03.11.2009 г. N 1368-О-О, от 19.10.2010 г. N 1328-О-О, от 26.05.2011 г. N 643-О-О, от 21.12.2011 г. N 1655-О-О) для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии со ст.ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании ч.2 ст. 57 ЖК РФ предоставляются гражданам, которые, как признанные решением органа местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации- Законом Кемеровской области N 65-ОЗ от 25.05.2005 г. (ч.2 ст. 49 ЖК РФ), и признанные нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом если граждане в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ (статьи 49, 51, 52) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то их малоимущность и нуждаемость в жилье предполагается и при отсутствии спора не требует доказывания.
Решение о признании дома непригодным для проживания было принято комиссией, назначенной Главой Мариинского муниципального района.
Поставив ФИО2 на учет, как гражданина, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, администрация Мариинского муниципального района признала за ним право на получение жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть предоставлено тем органом, в котором нуждающийся в жилом помещении состоит на учете, то есть администрацией Мариинского муниципального района.
В ответе прокурору, ДД.ММ.ГГГГ зам. главы Мариинского района сообщил, что администрацией Мариинского муниципального района готовится решение об изъятии жилого помещения ФИО2, все последующие процедуры, связанные с изъятием земельного участка будут осуществлены в порядке п.п.4-8 ст. 32 ЖК РФ.
То есть, не смотря на то, что в "данные изъяты" году между администрацией Мариинского городского поселения и администрацией Мариинского городского поселения заключено соглашение о передачи части полномочий, администрация Мариинского муниципального района, не смотря на то, что дом ФИО2 находится в черте Мариинского городского поселения, администрация Мариинского муниципального района указывает, что обязанность по осуществлению процедуры выкупа земельного участка, на котором расположен дом, лежит именно на администрации Мариинского муниципального района.
В п.49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания?" указывается, что на основании полученного заключения, соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании жилого помещения, сроках отселения физических лиц.
С учетом того, что решение о признании дома непригодным для проживания не принималось администрацией Мариинского городского поселения, а принималось комиссией, назначенной Главой администрации Мариинского муниципального района, которая и должна была решить вопрос о выкупе земельного участка или предоставлении нового жилого помещения, после признания жилого помещения непригодным, что не было выполнено с ДД.ММ.ГГГГ., ФИО2 на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации Мариинского городского поселения не состоял и не состоит, на администрацию Мариинского городского поселения не может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО2
Кроме того, в приведенном выше Соглашении, указывается, что администрацией Мариинского городского поселения полномочия по организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда переданы администрации Мариинского муниципального района.
То есть муниципальный жилищный фонд находится в ведении администрации Мариинского муниципального района, а не у администрации Мариинского городского поселения.
Само по себе то обстоятельство, что жилое помещение, признанное непригодным для проживания, расположено на территории Мариинского городского поселения, не является основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, на основании п.1 ч.1 ст. 330 ГПК РФ в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
В соответствие с ч.6 ст. 327 ГПК РФ в суде апелляционной инстанции не применяются правила о замене ненадлежащего ответчика. Поэтому, отменяя судебное решение, коллегия выносит новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1 ч.1, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 26 октября 2012 года отменить, апелляционную жалобу администрации Мариинского городского поселения удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований, заявленных прокурором г.Мариинска в интересах ФИО2 об обязании администрации Мариинского городского поселения предоставить ФИО2 по договору социального найма жилое помещение, расположенное в черте г.Мариинска отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.