Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Лавник М.В.,
судей: Корытниковой Г.А., Шалагиной О.В.,
при секретаре Сударевой Н.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавник М.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области на решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 16 октября 2012 года
по иску Администрации Барачатского сельского поселения Крапивинского района Кемеровской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю, признанную в установленном законом порядке невостребованной,
УСТАНОВИЛА:
Администрации Барачатского сельского поселения Крапивинского района обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю, принадлежащую Б., умершей ДД.ММ.ГГГГ, признанную в установленном законом порядке невостребованной.
Требования мотивированы тем, что распоряжением Администрации Крапивинского района N от ДД.ММ.ГГГГ Б. была выделена в долевую собственность земельная доля в земельном участке с кадастровым номером N, расположенном на землях АО "Красный Ключ", площадью 10 га. Б. было выдано свидетельство на право собственности на землю N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Б. умерла. Сведений о действиях по настоящее время, как со стороны собственника, так и наследников в отношении указанной земельной доли, свидетельствующих о передаче её в аренду равно иных сведений о распоряжении ею иным образом не имеется.
Земельная доля не используется по назначению более трех лет подряд, а значит, что указанная земельная доля ими не востребована.
Решением Крапивинского районного суда от 16 октября 2012 года постановлено:
Признать право муниципальной собственности муниципального образования Барачатское сельское поселение Крапивинского района Кемеровской области на невостребованную земельную долю, ранее принадлежавшую Б., размером 10 га, в праве общей долевой собственности на земельный участок, из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: "адрес", АО "Красный Ключ", с кадастровым номером N. Право собственности Б. на указанную земельную долю по свидетельству о праве собственности на землю N выданное ДД.ММ.ГГГГ прекратить.
В апелляционной жалобе представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области К., действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, с решением Крапивинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ не согласна, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований администрации Барачатского сельского поселения Крапивинского района Кемеровской области.
Указывает на то, что поскольку требование органа местного самоуправления о признании за ним права собственности на земельную долю затрагивает имущественные права собственников невостребованных земельных долей, оно может быть заявлено путем предъявления иска к собственникам невостребованных земельных долей в суд по месту нахождения земельного участка (ч.1 ст.30 ГПК РФ) и подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства.
Учитывая, что собственник земельной доли умер, данное имущество в соответствии со ст.1151 ГК РФ является вымороченным. Данное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Свидетельство о праве на вымороченное имущество получает налоговый орган, который передает правоустанавливающие документы территориальному управлению Росимущества.
Однако в настоящее время в реестре федерального имущества спорный объект недвижимого имущества не учитывается, т.к. Российская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке, в связи с чем, территориальное управление ответчика не является надлежащим ответчиком, так как не нарушило прав и законных интересов истца, и на момент обращения истца с настоящим иском и рассмотрения его в суде никакой обязанности не должно было исполнить в силу закона.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем истца администрации Барачатского сельского поселения - И. принесены возражения, в которых просит решение Крапивинского районного суда от 16.10.2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд признается невостребованной земельной долей в установленном порядке. Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовывает этот список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации и размещает в своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.
При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не могут быть признаны невостребованными земельными долями.
В соответствии со ст. 12.1 п.2 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В соответствии со ст. 12.1 п.4 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В соответствии со ст. 12.1 п.5 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В соответствии со ст. 12.1 п.6 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
В соответствии со ст. 12.1 п.7 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
Как следует из письменных материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции, Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ, проживала и была зарегистрирована в "адрес". (л.д.22,24).
Согласно свидетельства о праве собственности на землю Б. принадлежит на праве общей долевой собственности земельная доля площадью 10 га в "адрес" на землях АО Красный Ключ, на основании Распоряжения Администрации Крапивинского района N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12).
Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельную долю Б. не зарегистрировано, земельный участок не выделен, границы его не установлены, сведения о распоряжении земельным участком Б. или её правопреемниками нет.
К нотариусу, после смерти Б., никто с заявлением о выдаче свидетельства на наследство не обращался (л.д.27).
Из справок, выданных ООО "Красный Ключ" и ЗАО "Барачатский" усматривается, что земельная доля Б. данным предприятиям, работающим на землях АО "Красный Ключ", не передавалась, сведения о совершаемых с данной земельной долей сделках у руководства данных предприятий нет, им земельная доля в аренду не передавалась. (л.д.18,19).
ДД.ММ.ГГГГ в Крапивинской районной газете "Тайдонские родники" N был размещен список граждан, чьи земельные доли признаются невостребованными, также информация была размещена на сайте администрации и на информационных щитах, расположенных на территории Барачатского сельского поселения, все претензии принимались в течение 3 месяцев с момента опубликования списка невостребованных земельных долей (л.д.6).
В Крапивинской районной газете "Тайдонские родники" N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ были опубликованы информационные сообщения о проведении общего собрания участников долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", АО "Красный Ключ" (л.д.7,8).
ДД.ММ.ГГГГ, в 14-00 часов, в п. Красные Ключи в здании СДК было проведено собрание участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N. На общем собрании участников общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден список невостребованных земельных долей, представленный органом местного самоуправления поселения, состоящий из 55 земельных долей, в котором указана Б.. (л.д.9-10).
Принимая решение, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", правильно исходил из того, что при определении невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения истцом соблюдены положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю. Принятое общим собранием участников долевой собственности на землю решение об утверждении списка невостребованных земельных долей не противоречит закону, права иных собственников земельных долей на выражение своего волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были.
Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Анализируя изложенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, согласно действующего законодательства, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованным земельным долям возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области было правильно определено в качестве ответчика по заявленным истцом требованиям.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, были в суде первой инстанции предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств, и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.
Судебная коллегия полагает, что судом верно установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения настоящего дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Судом верно применены нормы процессуального и материального права. Представленным доказательствам, в соответствие с ст.67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения в соответствии с положениями ч. 3 ст. 327.1, ч. 4 ст. 330 ГПК РФ не установлено.
Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 16 октября 2012года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий: М.В. Лавник
Судьи: Г.А. Корытникова
О.В. Шалагина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.